Обучение на Руси
Страница 1

Становление и развитие Отечественной системы обучения тесно связано с многовековым укладом истории нашей страны. Во все времена обучение являлось непременным условием ориентации человека в окружающем мире, способом формирования его взаимодействия с людьми и природой, возможностью включения в социально- экономическую и культурную жизнь народа.

Многие приемы, формы и методы обучения имеют тысячелетнюю историю и сохранились до наших дней. В современных системах обучения можно отыскать общие корни с древними подходами к образованию человека. Много тысячелетий назад наши славянские пращюры, жившие в первобытных родовых общинах, обучали своих детей через включения в конкретные виды деятельности: изготовление орудий труда, собирательство, охоту, приобщение к религиозным тайнам бытия.

Обучение первобытных детей происходило в их повседневной жизнедеятельности, а также в играх, развивающих у детей ловкость, смекалку, умение преодолевать неудачи. Игра - основная школа ребенка, удовлетворяющая его жажду действования, приучающая к подчинению общественным правилам, подготавливающая к взрослой жизни. До сих пор, как и тысячи лет назад, дети играют в «догонялки», с первобытными луком и стрелами, горелки.

В 7 веке восточные славяне детей племенной знати отдавали на воспитание до 7- 8 лет в другую семью - подчиненную или зависимую. Такой обычай препятствовал отрыву знати от основной массы племенного населения. Так появилась историческая первая форма обучения и воспитания детей.

Дальнейшие значимые периоды обучения: семь лет – мальчик переходит от женского воспитания к мужскому, начинает обучаться грамоте; двенадцать лет- подросток начинает выполнять мужскую работу; семнадцать лет- юноша становится взрослым. Отчет возраста в древности шел не от дня рождения, а от Нового года- 1 сентября (до сих пор с этого срока у нас начинается новый учебный год).

Педагогический опыт в древности закреплялся в обрядах, ритуалах, традициях, а также в мифах и устном народном творчестве. Народные методы обучения основывались на устной передаче детям традиционных представлений о мире, природе, космосе, человеке с помощью системы, приспособленной для лучшего запоминания: колыбельные песни, сказки, загадки, небылицы, скороговорки, байки, потешки, песенки – перевертыши, обрядовые песни, исторический эпос. Обучающая роль детского фольклора остается значимой и сегодня.

Языческая система обучения построена на органичном вплетении мифологии в повседневную жизнь и деятельность человека. Мифические персонажи и их действия являются своеобразным учебником, по которому развивается ребёнок, проходя соответствующие этапы взросления.

Введение христианства на Руси сопряжено с появлением летописей, которые несли в себе функцию сохранения и передачи информации о событиях. Ведущую роль в развитии образования играли монастыри. Формы обучения в них базировались на чтении и переписывании книг религиозного содержания.

Древнерусское учебное средство – поучения, то есть наказы и заветы именитых людей своим детям и внукам. «Поучения» Владимира Мономаха – не только исторический, но и педагогический документ. Дидактизм – один из главных принципов средневековой «учительной» литературы, цель которой – воспитание христианина.

Страницы: 1 2

Причины феодальной раздробленности Древнерусского государства
Для возникновения феодальной раздробленности были экономические, социальные и этнические причины. Начнем с последних. Объединение восточнославянских племен и земель в единое государство привело к постепенному оформлению древнерусской народности и древнерусского литературного языка и культуры. Этот факт имел огромное значение в жизни во ...

После 1917
С 1918 документом, удостоверяющим личность гражданина РСФСР, начали считаться трудовые книжки. С 1924 стали выдаваться удостоверения личности сроком на три года. С 1927 юридическая сила подобных документов распространилась на метрические выписки о рождении или браке, справки домоуправлений и сельсоветов о проживании, служебные удостовер ...

Генрих фон Зибель и малогерманцы
Историки малогерманской школы оказали широкую идеологическую поддержку войне Гогенцоллернов против монархии Габсбургов в 1866 г. Это выразилось, прежде всего, в создании легенды о «национальной миссии» Гогенцоллернов, изображавшей их политику как осуществление во все времена национально-государственных интересов. Основа легенды была зал ...