Реорганизация ВЧК
Страница 1

После Гражданской войны по многим причинам исчезла непосредственная надобность содержать многие чрезвычайные органы. Это было обусловлено целым рядом причин, таких как огромная нехватка финансов, необходимость успокоить и ободрить население, поднять престиж власти в стране и на международном уровне и другими.

ВЧК подошла к 1921 г. с грузом проблем, а также весьма непривлекательным образом, сложившимся в глазах граждан страны и даже своих собственных сотрудников. Перед государством и партией встал вопрос о ее реформировании.

Официальные причины реформы ВЧК были опубликованы в докладе В.И. Ленина на IX съезде Советов: «Перед нами стоит задача развития оборота, этого требует новая экономическая политика. А это требует большей революционной законности. Понятно, что в обстановке военного наступления, когда хватали за горло Советскую власть, если бы тогда эту задачу поставили, мы были бы педантами, мы сыграли бы в революцию, но революции не делали бы. Чем дальше идет развитие оборота, мы твердым лозунгом поставим осуществление большей революционной законности и ограничим сферу учреждения, которое являлось ответным ударом на всякий удар заговорщиков». Постановление съезда так определяло текущую ситуацию: «Съезд считает, что ныне укрепление Советской власти во вне и внутри позволяет сузить круг деятельности ВЧК и его органов, возложив борьбу с нарушениями законов Советской республики на судебные органы».

В итоге официальными причинами реформы были: завершение Гражданской войны, усиление Советской власти и новой правовой системы, переход к новой экономической политике, потребовавший укрепления законности в стране.

Неофициальных причин тоже было немало. В январе 1919 г. Л.Б. Каменев писал В.И. Ленину о самоуправстве местных ЧК и бюрократизации аппарата ВЧК, а также о разложении чекистских рядов, показателем которого был рост должностных преступлений, совершаемых их сотрудниками. Циркулярные списки разыскиваемых преступников, которые рассылались Регистрационно-статистическим отделом ВЧК свидетельствовали о низком моральном уровне рядового состава Комиссии. Они часто содержали имена работников, которые растратили деньги, расхищали грузы или другие материальные ценности, превышали полномочия при совершении оперативных и следственных действий, совершали другие преступления.

Основным мотивом проведения реформы можно также считать необходимость четкого разграничения полномочий между правоохранительными учреждениями. Так, в 1921 г. громкий конфликт произошел между Башкирской ЧК и Башобкомом РКП(б). ЧК пыталась под знаменем борьбы с сепаратизмом и национализмом провести чистку обкома. Конфликт дошел до Москвы и обсуждался на Оргбюро ЦК РКП(б). В результате произошли перестановки в руководстве местного ЧК и снова встал вопрос о реформировании ВЧК. Данный случай очень показателен: здесь ЧК продемонстрировала, что она может, при удобных условиях, посягнуть на власть партийных органов. ВЧК неоднократно вмешивалась в деятельность различных государственных учреждений, в результате чего провоцировала конфликты, которые заставляли центральные органы Советской власти реагировать на них, тратить время на межведомственные дрязги. Подобная ситуация сложилась в 1919 г., когда в ответ на неоднократное вмешательство в деятельность железнодорожной администрации со стороны ВЧК в адрес Ленина пришла телеграмма Я.М. Свердлова с протестом против подобных действий чекистов. На заседании Совета Обороны по инициативе Ленина вопрос был поставлен на обсуждение, и вышло постановление от 24 февраля с поручением ВЧК прекратить подобную практику. Позднее, в марте, вышло постановление об урегулировании взаимоотношений между ВЧК, железнодорожными ЧК и НКПС.

Немаловажным фактором, повлиявшим на осуществление реформы, был фактор внешнеполитический. Советская республика нуждалась в передышке, конфронтация с соседями и крупными державами завела в тупик, шапкозакидательские настроения и революционный романтизм необходимо было отбросить. Наступало время холодных расчетливых администраторов. Необходимо было показать себя правительством, готовым к диалогу. Для этого «чрезвычайщину» надо было ликвидировать, в частности реформировать репрессивные органы.

Страницы: 1 2 3 4

Реформы 1985-1991 годов. Перестройка. Программа «500дней».
Для того,чтобы лучше понять особенности перехода России к рынку, необходимо подробно рассмотреть период, непосредственно предшествующий рыночным реформам. Итак, в начале 80-х годов неэффективность советской экономической системы становилась все более очевидна. Распыление средств, незавершенное строительство, казнокрадство требовали нав ...

Крах столыпинской аграрной политики
Железом и кровью, насилием и обманом проводило самодержавие в жизнь свою новую аграрную политику. Каковы же были ее результаты: С 1907 по 1912 г. потребовало «укрепления» надельных земель в личную собственность 2438 тыс. домохозяев, и фактически вышло из общины 1746 тыс., в том числе 1088 тыс. домохозяев в 1908 – 1909 гг. Всего же к 1 я ...

Михаил Романов
Итак, в конце концов царем стал шестнадцатилетний сын митрополита Филарета Никитича Михаил Федорович. Один из бояр писал в Польшу князю Голицыну об этом выборе: "Миша Романов молод, разумом еще не дошел и нам будет поваден". Думается, мотивы избрания были несколько глубже. Молодость должна была пройти, а за спиной "недоше ...