Реорганизация ВЧК
Страница 1

После Гражданской войны по многим причинам исчезла непосредственная надобность содержать многие чрезвычайные органы. Это было обусловлено целым рядом причин, таких как огромная нехватка финансов, необходимость успокоить и ободрить население, поднять престиж власти в стране и на международном уровне и другими.

ВЧК подошла к 1921 г. с грузом проблем, а также весьма непривлекательным образом, сложившимся в глазах граждан страны и даже своих собственных сотрудников. Перед государством и партией встал вопрос о ее реформировании.

Официальные причины реформы ВЧК были опубликованы в докладе В.И. Ленина на IX съезде Советов: «Перед нами стоит задача развития оборота, этого требует новая экономическая политика. А это требует большей революционной законности. Понятно, что в обстановке военного наступления, когда хватали за горло Советскую власть, если бы тогда эту задачу поставили, мы были бы педантами, мы сыграли бы в революцию, но революции не делали бы. Чем дальше идет развитие оборота, мы твердым лозунгом поставим осуществление большей революционной законности и ограничим сферу учреждения, которое являлось ответным ударом на всякий удар заговорщиков». Постановление съезда так определяло текущую ситуацию: «Съезд считает, что ныне укрепление Советской власти во вне и внутри позволяет сузить круг деятельности ВЧК и его органов, возложив борьбу с нарушениями законов Советской республики на судебные органы».

В итоге официальными причинами реформы были: завершение Гражданской войны, усиление Советской власти и новой правовой системы, переход к новой экономической политике, потребовавший укрепления законности в стране.

Неофициальных причин тоже было немало. В январе 1919 г. Л.Б. Каменев писал В.И. Ленину о самоуправстве местных ЧК и бюрократизации аппарата ВЧК, а также о разложении чекистских рядов, показателем которого был рост должностных преступлений, совершаемых их сотрудниками. Циркулярные списки разыскиваемых преступников, которые рассылались Регистрационно-статистическим отделом ВЧК свидетельствовали о низком моральном уровне рядового состава Комиссии. Они часто содержали имена работников, которые растратили деньги, расхищали грузы или другие материальные ценности, превышали полномочия при совершении оперативных и следственных действий, совершали другие преступления.

Основным мотивом проведения реформы можно также считать необходимость четкого разграничения полномочий между правоохранительными учреждениями. Так, в 1921 г. громкий конфликт произошел между Башкирской ЧК и Башобкомом РКП(б). ЧК пыталась под знаменем борьбы с сепаратизмом и национализмом провести чистку обкома. Конфликт дошел до Москвы и обсуждался на Оргбюро ЦК РКП(б). В результате произошли перестановки в руководстве местного ЧК и снова встал вопрос о реформировании ВЧК. Данный случай очень показателен: здесь ЧК продемонстрировала, что она может, при удобных условиях, посягнуть на власть партийных органов. ВЧК неоднократно вмешивалась в деятельность различных государственных учреждений, в результате чего провоцировала конфликты, которые заставляли центральные органы Советской власти реагировать на них, тратить время на межведомственные дрязги. Подобная ситуация сложилась в 1919 г., когда в ответ на неоднократное вмешательство в деятельность железнодорожной администрации со стороны ВЧК в адрес Ленина пришла телеграмма Я.М. Свердлова с протестом против подобных действий чекистов. На заседании Совета Обороны по инициативе Ленина вопрос был поставлен на обсуждение, и вышло постановление от 24 февраля с поручением ВЧК прекратить подобную практику. Позднее, в марте, вышло постановление об урегулировании взаимоотношений между ВЧК, железнодорожными ЧК и НКПС.

Немаловажным фактором, повлиявшим на осуществление реформы, был фактор внешнеполитический. Советская республика нуждалась в передышке, конфронтация с соседями и крупными державами завела в тупик, шапкозакидательские настроения и революционный романтизм необходимо было отбросить. Наступало время холодных расчетливых администраторов. Необходимо было показать себя правительством, готовым к диалогу. Для этого «чрезвычайщину» надо было ликвидировать, в частности реформировать репрессивные органы.

Страницы: 1 2 3 4

Предыстория
После ратификации японским парламентом 28 апреля 1952 г. Сан-францисского мирного договора МИД Японии потребовал прекращения функционирования Представительства СССР при Союзном командовании в Токио, поскольку Советский Союз отказался подписать договор в Сан-Франциско. Японское правительство под нажимом со стороны США, добившихся от Япон ...

Московский союз князей.
Политическое следствие приобретения московским князем великого княжения состояло в том, что московский князь, став великим, первый начал выводить северную Русь из состояния политического раздробления, в какое привел ее удельный порядок. До тех пор удельные князья, несмотря на свое родство, оставались чуждыми друг другу, обособленными вл ...

Анализ статьи
Организаторы создали целый ряд покушений на жизнь императора Александра II, составлявшего гордость и славу России. 1 марта 1881 года государь, за которого многочисленное население готово было положить жизнь, скончался. Об этом и рассказывает в своей статье И.В.Зимин. Но он делает основной упор не на выяснение причин или исторических соб ...