Заключение

Все данное исследование было посвящено определению особенностей применения в современной школе некоторых форм, методов и приемов обучения истории, использовавшихся в 60-70-е гг. ХХ в.

Актуальность данной работы состоит в том, что работ посвященных изучению вопросов касающихся особенностей преподавания истории в советский период практически нет. Это не правильно так как каждый учитель должен представлять особенности развития методики на том или ином историческом отрезке, тем более, что отечественная педагогика имеет давние традиции, обращение к которым позволяет более эффективно организовать учебный процесс.

Некоторые педагоги считают, что опыт накопленный в советский период не имеет определенной ценности, так как в это время произошел откат от традиций преподавания истории, сложившихся еще в царской России, но проведенное исследование показало, что это не так. В этот период, а именно в 60-70-е гг ХХ в. продолжалось развитие методики преподавания истории на основе имеющегося опыта, кроме того разрабатывались новые методы и приемы работы с учащимися. Исходя из этого, можно говорить, что 60-70-е гг. являются важным этапом в развитии отечественной педагогики и слабый интерес педагогов к этому периоду является необоснованным, так как именно тогда развернулись активные творческие поиски учителей, ставшие следствием образовательной политики, проводимой государством.

Работа состоит из двух частей: теоретической и практической. В первой части была рассмотрена образовательная политика государства с начала 60-х гг. до конца 70-х гг. ХХ в. Изучение данного вопроса позволило прийти к выводу о том, что правительство в этот период вело активную образовательную политику, целью которой было повышение уровня образования и улучшения качества знаний учащихся. Связано это было с тем, что для построения нового коммунистического общества, к которому стремилось государство, необходимы были более высоко образованные люди, умеющие самостоятельно мыслить и принимать важные решения. Кроме того СССР не могло допустить отставания от других стран в научно-техническом прогрессе, для чего так же необходимо было поднимать уровень образования в стране.

Модернизация содержания образования, начавшаяся в конце 50-х гг. была завершена только в середине 70-х. результатом преобразований стал переход к преподаванию истории по новым программам, активный поиск учителями таких форм, методов и приемов проведения занятий, которые обеспечивали активную работу учащихся на уроке, способствовали развитию у них самостоятельного мышления, выработке понимания закономерностей истории развития общества.

Изучение особенностей обучения истории в советской школе в 60-70-е гг. позволило более конкретно рассмотреть, как преподавалась история в изучаемый период, и прийти к выводу о том, что в школьной практике этого периода широко применялись различные формы, методы и приемы обучения истории, в частности широко была распространена такая форма проведения урока как семинарское занятие, учителями широко использовался исследовательский метод и проблемный метод изложения материала. На уроках активно привлекался документальный материал. Все это способствовало увеличению эффективности уроков истории.

Практическая часть работы позволила проанализировать возможность и особенность применения форм, методов и приемов обучения истории в 60-70-х гг. сегодня и подтвердить выдвинутую в начале исследования гипотезу о том, что опыт, накопленный в 60-70-е гг. ХХ в. и сегодня имеет определенную ценность. Как говорилось ранее вся педагогика основана на преемственности и безусловно опыт педагогов 60-70-х гг имеет для нас важное значение, так как несет в себе богатый материал способствующий развитию методики преподавания истории. Но для более эффективной работы в современных условиях накопленный опыт необходимо переосмысливать и преобразовывать с учетом новых требований к уровню знаний и умений выпускников. Все перечисленные выше методы и формы проведения учебных занятий достаточно широко распространенные в 60-70-е гг. и сегодня используются учителями, но в несколько измененном виде.

Проведенный сравнительный анализ семинара, проходившего в 60-е гг. и современной разработки семинарского занятия показал, что сегодня можно провести семинарское занятие на основе приемов и методов, использовавшихся в советский период, однако необходимо учитывать современные требования к уроку. Например, в советский период, не смотря на то, что одной из главных задач преподавания истории объявлялось развитие самостоятельного мышления учащихся, предпочтение в большей степени отдавалось заданиям, направленным на воспроизведение готовых знаний или систематизацию и обобщение фактов, о чем свидетельствуют вопросы плана семинара и вопросы, поставленные к документу (См. Приложение). Сегодня ситуация несколько изменилась. Исходя из того, что современное общество требует от выпускников умения критически анализировать историческую информацию, устанавливать причинно – следственные связи между явлениями, умения участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам. На занятиях главное внимание уделяется развитию, прежде всего самостоятельного мышления для чего используются проблемные вопросы, они же используются при формулировании вопросов для изучения. Тем не менее, не смотря на небольшие различия в преподавании истории по прежнему используются традиционные формы и методы ведения урока и можно сделать вывод о том, что опыт, накопленный педагогами в 60-70-е гг. ХХ в. имеет сегодня определенную ценность для учителей истории и может быть применим в современной школе с учетом коррективов, так как по прошествии времени некоторые требования к уроку утратили свою актуальность.

Причины стремления завоевания ацтекского государства
Но что же все-таки побудило Эрнана Кортеса к этому опасному путешествию на материк? Во-первых, это была жажда золота, богатства, власти. Кортес многого наслышался о богатствах ацтеков и им овладела «золотая лихорадка». Главной причиной стала именно эта. Но были и другие, не менее важные причины. Кортес был набожен и хотел распространить ...

Племя и род
К 5-6 вв. у восточных славян сложились крупные союзы племён: поляне, дреговичи, вятичи, кривичи, северяне, полочане, словенеильменские и другие. Их объединял общий язык, обычаи и верования. Краткие, но ясные указания на быт славян впервые встречаем у Тацит (Тацит Корнелий – римский историк конца 1 – начала 2 в): сравнивая славян с народ ...

Реформы Столыпинского кабинета как альтернатива революции. Аграрный вопрос в России
Аграрный вопрос и после первой буржуазно-демократической революции оставался острейшим вопросом русской действительности. Сохранилось помещичье землевладение. По-прежнему на одного крупнейшего помещика приходилось около 330 беднейших крестьянских семей, причем у каждой крестьянской семьи было около 7 десятин, а у каждого помещика – окол ...