Исторические противоречия Ирландского вопроса на современном этапе. Территориальные, политические и другие факторы конфликта

История » Исторические противоречия Ирландского вопроса на современном этапе » Исторические противоречия Ирландского вопроса на современном этапе. Территориальные, политические и другие факторы конфликта

История борьбы за независимость, противостояния ирландцев, в религиозном плане идентифицирующих себя с католической церковью, и англичан, принадлежащих к протестантской общине, оказывает огромное влияние на характер этнополитического конфликта сегодня по механизму исторической памяти народов.

Территориальные противоречия заключаются в стремлении ирландского населения Ольстера объединиться с остальной Ирландией, поскольку североирландская территория является ее исторической частью.

Политические факторы представляют собой стремление ирландцев к самоопределению, созданию собственных государственных институтов, желание определенных кругов ольстерской элиты, некоторых членов ИРА и Шинн Фейн повысить свой статус с помощью создания собственной государственности и получения доступа к властным ресурсам[5].

Социально-экономические причины коренятся в доминировании протестантов-выходцев из Британии в экономике Северной Ирландии и проявляются в дискриминации католиков при проведении жилищной политики, трудоустройстве, что вызывает возмущение ирландских националистов. Важную роль в сохранении этнополитического конфликта играют и интересы боевиков ИРА в преступном бизнесе, приносящем большие доходы. Продолжающаяся вражда на национальной почве оказывается выгодной преступным организациям, поддерживающим данный вооруженный конфликт.

Религиозные противоречия состоят в длительном противостоянии протестантского меньшинства католическому большинству.

Психологические факторы связаны с различием в этнокультурных психотипах ирландцев-католиков и протестантов, их взаимным непониманием, стремлением обеих общин к консолидации, зачастую эскалации насилия, основанного на мести. С ними тесно переплетены собственно этнические проблемы, которые являются базовой составляющей конфликта и представляют собой стремление подвергавшихся дискриминации в языковой, социальной, трудовой, политической сферах ирландцев к получению независимости от этнически чуждых им англичан и объединиться с остальной Ирландией.

Как мы видим, североирландский конфликт имеет множество причин, он с полным правом может считаться этнополитическим по своему характеру, поскольку в основе его лежат межэтнические противоречия и проблема сепаратизма.

С получением большей частью Ирландии независимости произошел выход ее населения из числа открытых участников конфликта. Однако борьба на оставшейся под британским контролем территории продолжается и поныне. Надо отметить, что ситуация в Ольстере намного сложнее и проблематичнее, чем в остальной Ирландии в период английского господства. Это связано со многими факторами, выделим некоторые из них.

Во-первых, в отличие от остальной Ирландии, количество протестантов в Ольстере превышает количество католиков, поэтому националистам не приходится рассчитывать на поддержку большинства населения.

Во-вторых, Северная Ирландия экономически более развитая, чем Ирландская Республика, и экономически тесно связана с Англией.

В-третьих, в североирландском этнополитическом конфликте участвует множество субъектов – как государственных институтов, так и легальных и нелегальных политических движений и партий, а также связанных с преступным миром террористических организаций, ведение переговорного процесса с которыми крайне затруднено. Протестантские организации, выступающие за сохранение Ольстера в составе Соединенного Королевства, зачастую используют против ирландских националистов террористические методы борьбы, как это делает и ИРА. Поэтому в данном конфликте нет традиционного для этнического конфликта, связанного с сепаратизмом, разделения субъектов: с одной стороны, правительственные институты, армия, полиция, выступающие за сохранение status quo, а с другой – общественные организации, политические партии, террористические группы, отстаивающие интересы сепаратистов. В Северной Ирландии и сепаратисты, и юнионисты обладают своими партиями, организациями и террористическими группами, а правительство вынуждено сдерживать как тех, так и других от проявлений открытой агрессии.

Вследствие воздействия указанных факторов конфликт принимает сложную, запутанную форму. Война между террористами и правительственными войсками идет постоянно, то затухая, то вновь вспыхивая. Дальнейшие этапы североирландского кризиса напрямую связаны со вспышками насилия и попытками их остановить мирными средствами или путем подавления. Необходимо отметить, что особую, едва ли не самую важную роль в конфликте взяла на себя Ирландская республиканская армия, выражавшая стремления наиболее радикально настроенных католиков-сепаратистов. Поэтому выделение этапов развития конфликта во многом связано с ее деятельностью.

Культура Югославии
Война и оккупация нанесли урон народному хозяйству, просвещению, науке и культуре Югославии. Первостепенной задачей новой власти после окончания войны стало преодоление культурной отсталости - наследия прошлых лет, - ликвидация неграмотности, создание новых и восстановление старых учебных, культурно-просветительских и научных заведений. ...

Вооруженные антиимпериалистические и антиолигархические выступления в Бразилии и Никарагуа
В Бразилии и Никарагуа в 20-е годы борьба против местной олигархии и империализма приняла форму вооруженных выступлений. В Бразилии при формальном функционировании конституционного режима широкие массы населения по-прежнему были отстранены от участия в политической жизни. Недовольство засильем помещичье-буржуазной «кофейной» олигархии ш ...

 Л.А. Тихомиров – ведущий теоретик русского консерватизма начала XX века
В русле традиционного русского мышления, Тихомиров писал, что «непосредственную теократию, боговодительство можно уподобить высочайшему состоянию человека – девству, монашеству, царскую власть браку, разделение и распад ее блуду»[24]. Веру в Бога Тихомиров неизбежно связывал с крепкой властью. «Христианство и политика»- яркий тому прим ...