Административные реформы. Укрепление абсолютизма
Страница 2

На правах коллегий находились еще два учреждения: Главный магистрат и Синод. Ратуша после проведения областной реформы 1708—1710 гг. утратила значение центрального учреждения, земские избы как органы местного городского самоуправления были ликвидированы. Перед Главным магистратом, учрежденным в Петербурге в 1720 г., была поставлена задача, чтоб он «сию (всего российского купечества) рассыпанную храмину паки собрал». В подчинении Главного магистрата находились городские магистраты, члены которых избирались из числа «дельных и лучших в купечестве» горожан.[[49]]

Городское население было разделено на «регулярных» и «нерегулярных» граждан. К первым относились купцы и цеховые ремесленники, ко вторым — «подлые» люди, живущие в наймах и в черных работах, то есть обездоленная масса городского населения, лишенная права участвовать в выборах органов городского самоуправления. Регулярные граждане в социальном отношении резко отличались друг от друга. Фактическая власть в Главном магистрате и городских магистратах находилась в руках богатых купцов, притеснявших мелкий ремесленный люд. Члены городских магистратов избирались пожизненно и могли быть пожалованы в дворянство. Городская реформа укрепила права купечества и тем самым способствовала развитию торговли и промышленности.

Организация Синода в 1721 г. означала полное подчинение духовной власти светской. Святейший правительствующий Синод по образцу светских коллегий состоял из назначенных царем представителей духовенства, контроль за их деятельностью осуществлял обер-прокурор Синода.

Особое место среди центральных учреждений занимал Преображенский приказ — карательное учреждение, возникшее еще в конце XVII века. Преображенский приказ ведал политическим сыском, его суду подлежали все противники существовавших порядков: участники восстаний, лица, произносившие «непристойные речи», под которыми подразумевались разговоры, осуждавшие реформы и поведение царя, его семейные дела и т. д.

Коллегиальная система отличалась от приказной более строгим распределением обязанностей между центральными ведомствами. Решения в коллегиях принимались большинством голосов ее членов в составе президента, вице-президента, четырех советников и четырех асессоров.

Коллегии располагали не только административными правами в отведенной им области управления, но и судебными функциями, за исключением политических преступлений. Финансовые тяжбы между купцами разбирали городовые магистраты и Главный магистрат. Права промышленников защищали Берг- и Мануфактур-коллегии, они же разбирали взаимоотношения мануфактуристов и работных людей. Военная коллегия рассматривала преступления, совершенные военнослужащими сухопутной армии, и т. д.[[50]]

Коллегиям подчинялись губернская, провинциальная и уездная администрация.

Порядок рассмотрения дел в коллегиях был разработан Генеральным регламентом, на основе которого строился весь внутренний распорядок учреждений. Помимо Генерального регламента, каждая из коллегий выработала свой особый регламент с перечислением конкретных обязанностей по той или иной отрасли управления. К выработке регламентов были привлечены, помимо других специалистов, также и иностранные правоведы, был учтен опыт государственных учреждений Швеции и Дании. Шведские регламенты, использованные в качестве образцов, подверглись существенной переработке и дополнениям. Петр I предупреждал: «Которые пункты в шведском регламенте неудобны или с сетуациею сего государства несходны, и оные ставить по своему разсуждению».[[51]]

С образованием коллегий были уточнены структура Сената, его права и обязанности. Изменился состав Сената. Первоначально все президенты коллегий являлись членами Сената. Но уже в 1722 г. Петр I признал, что такой состав Сената лишал возможности контролировать работу коллегий и противоречил бюрократическому принципу подчиненности низших учреждений высшему. В том же году при Сенате была учреждена высшая в стране должность генерал-прокурора, а в коллегиях — прокуроров. Обязанность прокуратуры состояла в осуществлении гласного надзора за деятельностью Сената и коллегий. В отличие от фискалов, не вмешивавшихся в ход решения того или иного вопроса, а лишь доносивших о замеченных злоупотреблениях обер-фискалу, прокуроры в коллегиях и генерал-прокурор Сената «повинен предлагать Сенату явно, с полным изъяснением, чем они или некоторые из них не так делают, как надлежит, дабы исправили». В подчинении прокуроров и генерал-прокурора находились канце­лярии коллегий и Сената. Этим самым прокуратура имела возможность наблюдать, чтобы в Сенате «не на столе только дела вершились, но самым действом по указам исполнялись». Генерал-прокурор назван Петром I «оком государевым» и «стряпчим о делах государственных». Первым генерал-прокурором Сената был Павел Ягужинский, человек весьма деятельный и властный, умевший придать своей должности высокий престиж. Все центральные учреждения и Сенат находились в Петербурге, в Москве они имели конторы.[[52]]

Страницы: 1 2 3

Введение нового герба Русского государства.
В целях укрепления самодержавной власти Иван III после смерти своей первой жены, тверской княгини Марии Борисовны, сочетался браком с племянницей последнего византийского императора Константина XI Софией Палеолог, получившей воспитание при папском дворе в Риме. Папские дипломаты рассчитывали при посредстве Софии втянуть Русское государс ...

Правобережье и западноукраинские земли под гнетом иноземных захватчиков
Во второй половине XVII в. особенно усложнилось положение на Правобережной Украине. Ее территория стала ареной жестокой борьбы между отдельными украинскими гетманами, польско-шляхетскими, крымскими и турецкими феодалами. На протяжении нескольких десятилетий тут сменилось несколько гетманов, которые ориентировались либо на шляхетскую Пол ...

Противостояние Новгорода
Ивану Васильевичу шел двадцать третий год, когда он стал Великим Князем. К концу жизни Иван III сосредоточил в руках необъятную власть, которой не обладал ни один европейский государь. Эпоха Ивана III – эпоха сложнейшей работы русской дипломатии, эпоха укрепления русского войска, необходимого для обороны Русского государства. Первым за ...