Шляхта

По-прежнему господствующим классом осталась шляхта, которая в XVII-XVIII вв. получили ряд привилегий. Речь Посполитую часто называли "шляхетским государством".

Шляхта, стремясь удержаться у власти и не только сохранить, но и расширить свои привилегии, ущемляет права мещан, лишая некоторые города Великого княжества Литовского магдебургского права по постановлению Варшавского сейма в 1776 г. Шляхта как сословие под воздействием религиозной нетерпимости распалась на два противоборствующих лагеря - православную шляхту, с одной стороны, и католическую и униатскую шляхту, с другой.[[8]]

Среди прав шляхты были: право на владение землей, свобода от податей, пошлин, воинского постоя, право личной неприкосновенности, право занимать государственные должности и выбирать короля. Что касается обязанностей, то шляхта должна была участвовать в шляхетском ополчении и платить подати на военные нужды, но подати она перекладывала на крестьян. С 1696 г. шляхта ВКЛ окончательно уравнялась в правах с польской в отношении контроля над деятельностью высших должностных лиц.

Шляхта ВКЛ, получая привилегии от короля видела, что если она будет идти вместе с польской шляхтой, то она получит еще больше прав.[[9]] Так оно и было. «Генриховские» артикулы, которые окончательно узаконивали систему шляхетской демократии, назначались народам как «польскаму, так і літоўскаму . і ўсіх . зямель і правінцый, што ўваходзілі ў Рэч Паспалітую»[[10]]. Поэтому шляхта ВКЛ все больше поворачивалась к польскому, а это значит к католицизму, польской культуре и речи. Это, в свою очередь, сдерживало развитие белорусской государственности, культуры, языка. Ополячивание господствующего класса на землях Беларуси во второй половине XVIII в. привело к такой ситуации, когда белорусскому крестьянину и горожанину противостоял не только пан-угнетатель, но и представитель другого народа, веры, культуры, языка.

Уже во второй половине XVII в. стало ясно, что расширение шляхетской демократии при ослаблении центральной королевской власти ведет к ее передаче в руки магнатов, которые экономически закабаляли шляхту, превращая ее в свое вассальное окружение. Закон давал шляхтичу равные права с магнатами на участие в государственных делах, но на практике экономическая мощь последних полностью подавляла политическую свободу простого шляхтича.

Таким образом, роль крупных магнатов в стране еще больше возросла. Они занимали высшие государственные должности, по сути, были главной силой в стране.[[11]]

Крестьянский банк – орудие столыпинской «реформы»
Одним из важнейших рычагов столыпинской аграрной политики стал Крестьянский поземельный банк. Созданный еще в 80-х годах для перепродажи крестьянам помещичьих земель, банк искусственно взвинчивал цены на землю и обеспечивал помещикам огромные барыши. Дворянский характер деятельности банка нисколько не изменился и после указа 9 ноября. Н ...

Хлеб насущный
Изученные археологами славянские поселки позволили восстановить жизнь людей того времени: их занятия, быт, религиозные верования. На основании полученных данных стало известно, что в 4-2 вв. до нашей эры предки славян никак не укрепляли свои поселения и жили в полуземлянках или домах, стены и крыши которых держались на врытых в землю с ...

Общее и особенное в развитии стран Ближнего Востока
История Древнего Востока ярко характеризует общие закономерности исторического процесса и те конкретные формы, в которых эти закономерности проявлялись в истории отдельных стран и народов. В целом история Древнего Востока – это история формирования и развития древнейших в мире цивилизаций. Основные центры древневосточных цивилизаций сл ...