Политические изменения в обществе в эпоху перестройки 1985-1991 г.г.. Политические реформы М.С. Горбачева
Страница 4

История » Перестройка 1985-1991 - модернизация управленческого аппарата » Политические изменения в обществе в эпоху перестройки 1985-1991 г.г.. Политические реформы М.С. Горбачева

В октябре - ноябре состоялась всеобщая стачка шахтеров Воркуты с требованиями действительной передачи власти Советам, земли крестьянам, фабрик рабочим.

Внеочередной III Съезд народных депутатов СССР внес радикальные изменения в политическую и экономическую системы общества. 12 марта 1990 г. с докладом «О внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР и учреждении поста Президента» на съезде выступил А.И. Лукьянов. Он предложил изменить форму государственного строя, сложившегося в стране после 1917 г., резко ограничить власть Советов, передав ее вновь учреждаемому институту Президента, в значительной мере независимого от представительных органов власти[25]. www.inminds.ru

Председатель Комитета конституционного надзора С.С. Алексеев обосновал необходимость института президентства тем, что лозунг «Вся власть Советам!» противоречит идее разделения властей, ведет к диктатуре.

Смену курса политической реформы (от власти Советов к власти Президента, от народовластия к единовластию) обосновывали также и другими аргументами: во-первых, срочной необходимостью стабилизации внутриполитического положения в стране; во-вторых, усилением личной ответственности за проводимые преобразования.

Горбачев и его единомышленники выступили на съезде радикальнее радикал-демократов, которые протестовали против введения поста Президента.

Съезд народных депутатов СССР 14 марта 1990 г. принял Закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР». В политической сфере основные положения Закона сводились к следующему: учреждался институт сильного президентства; устранялась норма статьи 6 Конституции о руководящей роли КПСС как ядра политической системы; вводилось положение о многопартийности.

Верховный Совет СССР лишился распорядительных функций, сохранив за собой законодательные и контрольные. Закон интегрировал Президента в структуру исполнительной власти, замкнув на него большую часть деятельности Совета министров. Президент наделялся правом законодательной инициативы, утверждения законов и множеством других прав (сравнимых с правами американского президента). Президент должен был избираться всеобщим голосованием. Высшие органы советской власти (СНД и ВС СССР) могли контролировать его работу лишь в форме заслушивания ежегодных докладов о положении страны. Закон от 14 марта 1990 г. не создал в СССР президентскую форму правления - он лишь наметил сочетание признаков парламентской и президентской республик в рамках и на основе советской власти, т. е. вводил смешанную форму правления[26].

Однако эта тенденция очень скоро стала трансформироваться в тенденцию сильного президента и слабого парламента с целью правового обеспечения легализации частной собственности.

В нарушение ими же принятого закона делегаты съезда избрали первого Президента СССР.

Страницы: 1 2 3 4 

Подписание Тяньцзинских договоров с западными державами
Шанхай являлся базой агрессии Англии, Франции и США в Китае, поэтому все силы, выступившие на борьбу с тайпинским восстанием, сконцентрировались в бассейне Янцзы. Англия, объем торговли которой был наибольшим, временно соблюдала формальный нейтралитет и внимательно следила за всеми изменениями, будучи озабочена получением прибылей. Торг ...

Политика умиротворения и разрастание германской агрессии в Европе. Характер политики умиротворения в середине 1930-х гг. Оккупация Рейнской зоны
Весной 1936 г. гитлеровский фашизм перешел в политическое наступление на западные державы. В центре развернувшейся борьбы оказалась судьба Рейнской демилитаризованной зоны, статус которой опирался на Версальский договор и Рейнский гарантийный пакт, составлявший основу Локарнского договорного комплекса 1925г. Вторжение гитлеровского верм ...

Историография
Степень изученности выбранной темы не может считаться достаточной. Несмотря на большое количество литературы о Тихомирове, содержащей порой прямо противоположные оценки, до сих пор отсутствует анализ этой литературы. Те работы, и те новые источники, которые вышли за последние 15 лет, нуждаются в анализе. Их обилие обосновывает необходим ...