Берли́нский университе́т имени В. ГумбольдтаСтраница 2
Но вот передо мной тяжелые двери в Храм Науки, за ними спасительная прохлада и огромный холл с парадной лестницей. Многое знакомо, похоже на "наше", но я - в другой стране, с другой историей, с другой судьбой. Поэтому не стану останавливаться на сходстве, хотелось бы рассказать о неповторимости этого университета.
К кому в учебном заведении обратиться за информацией, кто может быть в курсе всех дел, происходящих в этой мини-Вселенной?
Конечно, в отдел по связям с общественностью, в еще точнее - в редакцию университетской газеты.
Встретили нас очень приветливо и гостеприимно, подробно ответили на вопросы. В ответ на просьбу рассказать о современном положении дел в университете, мы услышали следующее: многое изменилось с 1990 года, с момента воссоединения Германии. С сентября того года Гумбольдтовский университет был поднят на высоту земельного, а не городского университета, начались коренные перемены в учебном процессе, которые в настоящее время практически завершены.
Поступающим в Гумбольдтовский университет предлагается 224 учебных программы по самым различным курсам в диапазоне от искусствоведческих специальностей до электротехники - такова широта программы обучения. И кроме активного преподавания теории предусматривается не менее активная и обширная практика. Дипломы присваиваются по 16 профессиям. Среди них профессия переводчика, причем преподается в университете 12 языков, из которых 4 - восточно-европейские. Магистерская степень дается по 60 направлениям, из которых некоторые признаются второй специальностью. Государственные экзамены проводятся по дисциплинам: право, медицина и фармакология; кроме того, экзамен по евангелической теологии.
Впервые за время существования университета (одного из трех и самого старейшего в Берлине) руководство вуза решило в 1992 году отказаться от ректората в пользу президентства, и теперь Гумбольдтовский университет возглавляет женщина, профессор Марис Дюркоп.
Конечно, без мощной интеллектуальной базы, заложенной основателями университета, не могло быть такой слаженно и четко работающей системы образования, которую не смогли разрушить ни две мировые войны, ни послевоенная разруха.
В Берлинском университете преподавал выдающийся немецкий философ Ф.В. Шеллинг, идеями которого было увлечено не одно поколение, и в России в том числе. П. Чаадаев считал себя учеником Шеллинга, а А. Григорьев назывался последователем этого философа. "Русская идея" Шеллинга о "великом предназначении" России, о том, что ему было "весьма по сердцу войти с Россией в умственный союз", вызывала у российского юношества любовь и почитание.
В стенах Берлинского университета читали лекции Фихте, Гегель, Фейербах.
Нынешние студенты Гумбольдта (как они сокращенно именуют свою alma mater) могут гордиться тем, что учатся там же, где в свое время учились М. Планк, А. Эйнштейн, Р. Кох и Р. Вихров. Гумбольдтовский университет дал миру 29 ученых - нобелевских лауреатов. И кто знает, какие еще гении начали свой путь к новым открытиям в этих стенах?
Планы создания высшего учебного заведения в Берлине обсуждались с конца 18 века. Замысел принадлежал многим выдающимся ученым того времени. Среди них И.Г. Фихте, Ф. Шлейермахер, Ф.К. Савиньи. Их реформистские идеи оказали существенное влияние на научное, образовательное и концептуальное построение университета в не меньшей степени, чем идеи филолога, философа, дипломата Вильгельма фон Гумбольдта. Он мыслил себе университет в буквальном смысле этого слова (от латинского universitas - совокупность), т.е. Высшее учебно-научное заведение, где изучается совокупность дисциплин, составляющих основы научных знаний, в единстве образовательного и исследовательского процессов. Обучение и воспитание объединены и должны служить всестороннему гуманистическому образованию студентов.
И в октябре 1810 года открылся Берлинский университет. Ко времени его основания уже существовало 4 равноправных факультета: юридический, медицинский, философский и теологический. Одновременно были объединены многочисленные собрания книг и направлены на просвещение и образование студентов.
Наиболее значительные естественнонаучные коллекции были переведены в здание на Унтер-ден-Линден и до сих пор являются основными фондами вуза. Также университету была передана королевская библиотека вместе со зданием, и с 1831 она является его главным книжным хранилищем.
Реформы Александра I, деятельность Сперанского
Необычный характер Александра I особенно интересен потому, что он один из самых важных персонажей в истории XIX века. Вся его политика была достаточно четкой и продуманной. Наполеон считал его «изобретательным византийцем», северным Тальма, актёром, который способен играть любую заметную роль. Известно даже, что Александра I при дворе н ...
Социальный и
национальный состав
Образ репрессий после восстания, относительно статистических данных, в том числе касающихся лиц, приговоренных к смертной казни, осужденных на каторжные работы и сосланных административно на поселение, опирается в значительной степени на гипотетических, оценочных расчетах. Неполное число приговоренных к смертной казни, на которых привед ...
Образование ордена Великого Востока народов России
(1912 г.), создание «Прогрессивного блока»
Анализ состава мастерских Великого Востока Франции в России и пришедших им на смену лож Великого Востока народов России (1912 г.) показывает, отмечает в связи с этим А.И. Серков, что в феврале 1910 года произошло фактическое усыпление масонов, установивших тесные контакты с Францией и получивших капитулярные степени (Д.О.Бебутов, Н.Н. Б ...