Берли́нский университе́т имени В. Гумбольдта
Страница 2

История » Берлинский университет имени Гумбольдта » Берли́нский университе́т имени В. Гумбольдта

Но вот передо мной тяжелые двери в Храм Науки, за ними спасительная прохлада и огромный холл с парадной лестницей. Многое знакомо, похоже на "наше", но я - в другой стране, с другой историей, с другой судьбой. Поэтому не стану останавливаться на сходстве, хотелось бы рассказать о неповторимости этого университета.

К кому в учебном заведении обратиться за информацией, кто может быть в курсе всех дел, происходящих в этой мини-Вселенной?

Конечно, в отдел по связям с общественностью, в еще точнее - в редакцию университетской газеты.

Встретили нас очень приветливо и гостеприимно, подробно ответили на вопросы. В ответ на просьбу рассказать о современном положении дел в университете, мы услышали следующее: многое изменилось с 1990 года, с момента воссоединения Германии. С сентября того года Гумбольдтовский университет был поднят на высоту земельного, а не городского университета, начались коренные перемены в учебном процессе, которые в настоящее время практически завершены.

Поступающим в Гумбольдтовский университет предлагается 224 учебных программы по самым различным курсам в диапазоне от искусствоведческих специальностей до электротехники - такова широта программы обучения. И кроме активного преподавания теории предусматривается не менее активная и обширная практика. Дипломы присваиваются по 16 профессиям. Среди них профессия переводчика, причем преподается в университете 12 языков, из которых 4 - восточно-европейские. Магистерская степень дается по 60 направлениям, из которых некоторые признаются второй специальностью. Государственные экзамены проводятся по дисциплинам: право, медицина и фармакология; кроме того, экзамен по евангелической теологии.

Впервые за время существования университета (одного из трех и самого старейшего в Берлине) руководство вуза решило в 1992 году отказаться от ректората в пользу президентства, и теперь Гумбольдтовский университет возглавляет женщина, профессор Марис Дюркоп.

Конечно, без мощной интеллектуальной базы, заложенной основателями университета, не могло быть такой слаженно и четко работающей системы образования, которую не смогли разрушить ни две мировые войны, ни послевоенная разруха.

В Берлинском университете преподавал выдающийся немецкий философ Ф.В. Шеллинг, идеями которого было увлечено не одно поколение, и в России в том числе. П. Чаадаев считал себя учеником Шеллинга, а А. Григорьев назывался последователем этого философа. "Русская идея" Шеллинга о "великом предназначении" России, о том, что ему было "весьма по сердцу войти с Россией в умственный союз", вызывала у российского юношества любовь и почитание.

В стенах Берлинского университета читали лекции Фихте, Гегель, Фейербах.

Нынешние студенты Гумбольдта (как они сокращенно именуют свою alma mater) могут гордиться тем, что учатся там же, где в свое время учились М. Планк, А. Эйнштейн, Р. Кох и Р. Вихров. Гумбольдтовский университет дал миру 29 ученых - нобелевских лауреатов. И кто знает, какие еще гении начали свой путь к новым открытиям в этих стенах?

Планы создания высшего учебного заведения в Берлине обсуждались с конца 18 века. Замысел принадлежал многим выдающимся ученым того времени. Среди них И.Г. Фихте, Ф. Шлейермахер, Ф.К. Савиньи. Их реформистские идеи оказали существенное влияние на научное, образовательное и концептуальное построение университета в не меньшей степени, чем идеи филолога, философа, дипломата Вильгельма фон Гумбольдта. Он мыслил себе университет в буквальном смысле этого слова (от латинского universitas - совокупность), т.е. Высшее учебно-научное заведение, где изучается совокупность дисциплин, составляющих основы научных знаний, в единстве образовательного и исследовательского процессов. Обучение и воспитание объединены и должны служить всестороннему гуманистическому образованию студентов.

И в октябре 1810 года открылся Берлинский университет. Ко времени его основания уже существовало 4 равноправных факультета: юридический, медицинский, философский и теологический. Одновременно были объединены многочисленные собрания книг и направлены на просвещение и образование студентов.

Наиболее значительные естественнонаучные коллекции были переведены в здание на Унтер-ден-Линден и до сих пор являются основными фондами вуза. Также университету была передана королевская библиотека вместе со зданием, и с 1831 она является его главным книжным хранилищем.

Страницы: 1 2 3

Казачество в середине XVIII в. в 1730–1760 гг.
Анна Иоанновна пришла к выводу, что закавказские провинции ни дают никаких доходов, требуя огромных вложений, средств на содержание войск. Упразднилась Аграханская линия. Еще когда Петр переселял 1000 семей донцов, считалось, что они умножатся естественным образом. Но из-за боевых потерь и болезней осталось лишь 452 семьи. Их переселили ...

Забота о потомстве
Динозавры откладывали яйца, точь-в-точь как современные птицы. Детёныши некоторых динозавров вылуплялись из яйца уже вполне самостоятельными, они могли постоять за себя и сразу покидали гнездо. У других видов ящеров потомство кормила и защищала мать до тех пор, пока малыши не становились достаточно взрослыми, чтобы самим позаботиться о ...

Пуританство во время английской буржуазной революции
В начале XVII века в английском пуританстве начинается расслоение. Умеренные пуритане не признавая власть епископов, назначенных сверху, они кроме требования реорганизации церкви на кальвинистских началах и очищения ее от «языческих» обрядов, требовали замены власти епископов синодами пресвитеров-старейшин, которые избирались бы церковн ...