Эксперимент и реконструкция как метод исторического исследования
Страница 1

История » Оружие воинов эпохи бронзы и раннего железного века » Эксперимент и реконструкция как метод исторического исследования

Обращение историков и археологов к теме исторической реконструкции и эксперимента вовсе не случайно. Уже в течение нескольких столетий историки, археологи, этнологи, антропологи и другие ученые разных стран с успехом используют в своих исследованиях данные, полученные в результате реконструкции и исторического эксперимента.

У исторической реконструкции и эксперимента, как у метода исследований, есть как свои сторонники, считающие, что в ряде случаев обращение к тому или иному эксперименту просто необходимо, так и противники, обвиняющие исследователей-экспериментаторов в "искажении истории". Сторонники экспериментального метода считают, что при явной нехватке письменных данных, выводы, сделанные в результате различных экспериментов, безусловно важны, но ни в коем случае не должны идеализироваться и могут быть использованы лишь в качестве необходимых дополнений к основной работе (Ковальченко И.Д., 1987,стр.37). Значение данного метода возрастает, когда исследователь обращается к дописьменной истории человечества и часто располагает лишь отдельными предметами материальной культуры или в том случае, если информация письменных источников нуждается в немедленной проверке.

Реконструировать можно как отдельные предметы, так и комплексы предметов, и даже целые производственные процессы, исторические явления и события.

Принято различать несколько видов реконструкции.

· реконструкция "пяти шагов". Главный критерий оценки качества в данном виде реконструкции состоит в том, что реконструированный комплекс должен выглядеть достоверным с расстояния пять шагов и далее. Для реконструкции "пяти шагов" вполне допустимо использование машинного шва, не историчных, но похожих на таковые материалов и т.п.

· частичная реконструкция. В данном случае главный критерий оценки качества - функциональность предмета, т.е. возможность столь же эффективно использовать его по назначению, как и исторический прототип, и точность соответствия прототипу внешнего вида. При этом допускается использование современных технологий, если это не ведет к нарушению вышеназванных критериев.

· полная реконструкция представляет собой попытку изготовить предмет, соответствующий историческому оригиналу не только функционально и по внешним свойствам, но и по внутренней структуре, а также по способу изготовления. Например, пластины для доспеха отковываются в кузнице, с соблюдением использовавшейся в реконструируемый период технологии, а не вырезаются из катаного железа, и обрабатываются песком и точильным камнем, а не точильным и полировочным кругом на электромоторе. Весь костюм шьется вручную (в том числе и внутренние швы) аутентичной иглой, ткань для него изготовляется на ручном ткацком станке и т.д. и т.п.

Какой из способов выбирает реконструктор, зависит как от материальных возможностей, так и от целей реконструкции. Так, реконструкция "пяти шагов" является достаточной для театральных представлений, для артистов на заднем плане при съемке фильмов, для участия в исторических ролевых играх.

"Полная" реконструкция требует очень больших материальных и временных затрат, мощной материальной и научной базы. Цели такой реконструкции могут быть как демонстрационные, для экспонатов в музеях, так и научные. Для использования в демонстрационных целях важнее сам процесс, изображение деятельности по изготовлению предмета исторически достоверным способом, а не его результат. Частичная реконструкция - это компромисс между полной достоверностью и современными технологиями. Считается допустимым использовать современные материалы и методы изготовления, если это не отразится на историчности функциональных свойств и внешних данных реконструируемого предмета. Реконструкторы стремятся достичь максимальной внешней и функциональной соответствия оригиналу, используя современные технологии. Этот вид реконструкции допустим для демонстрации копий в учебных целях.

Страницы: 1 2 3

Государственные деятели. Скуратов-Бельский Григорий Лукьянович (Малюта) (? – 1573)
Прозвище Малюта значит «маленький», «низкорослый», а Скуратовыми звали либо его отца, либо деда, видимо у мужчин в этом роду была плохая кожа( «скурат» - «вытертая замша». Его имя стало символом средневековой жестокости. Этот человек выступает на равных с самыми знаменитыми злодеями. Михаил Булгаков говорил о нем: «Ни Гай Кесарь Калигул ...

Факторы, ведущие к образованию централизованного государства и их особенности
Процесс смены раздробленности единым государством – закономерный итог исторического развития. Конец XV в. столетия – это время завершения образования национальных государств на территории западной Европы. Складывание централизованных государств в различных странах имело свои особенности. Объединение княжеств и земель периода раздроблен ...

Из Павлова острога – в Оружейную палату московского Кремля
Оружейная палата – государственное учреждение, размещавшееся в Московском Кремле, - к середине XVII века коренным образом меняет свое назначение. Она становится не только местом изготовления, закупки и хранения оружия и воинских принадлежностей, но включает в себя множество различных мастерских для царского, дворцового обихода, в том чи ...