Смута и ее последствия. Государственная политика в предпринимательстве
Страница 3

История » Развитие предпринимательской деятельности в России после Смуты » Смута и ее последствия. Государственная политика в предпринимательстве

Но все же основными вотчинниками оставались военно-служилые люди. Главным их интересом было обеспечение их землей и рабочими силами. Ведь служилый класс, можно сказать, жил землей, и для него главными потребностями были земля и рабочее население, а между тем землевладельческие интересы много страдали от произвола властей и от необеспеченности землевладения вообще: ведь землевладение было условно, рассматривалось как жалованье за службу, а в раздаче этого жалованья часто бывали злоупотребления, и служилые люди не могли поэтому чувствовать себя обеспеченными в отношении владения землей. В новом Уложении 1649 года были приняты следующие меры в этом направлении: прежде всего, чтобы обуздать произвол властей, в Уложении были сгруппированы все законы, которые гарантировали и регулировали вотчинное и поместное землевладение. Было постановлено, что старые и увечные люди не должны лишаться поместий, а могут нести более легкую службу – сторожевую, гарнизонную, то есть им было разрешено не ездить в походы, а служить в городе или «с города», как тогда говорили. Затем подтверждено было, что жены и дочери служилых людей не остаются без всяких средств, а обеспечиваются землей: вдовы до нового замужества или до смерти, а дочери до замужества. Размеры «прожитка» вдовам и дочерям были разные: если служилый человек умирал дома естественной смертью, то размер прожитка жене равнялся 10% его имения, а дочери 5%; если он умирал, хотя бы также естественной смертью. Но не дома, а на войне, то размер прожитка увеличивался в 1,5 раза; наконец, если служилый человек был убит, то вдова получала 20% прожитка, а дочь – 10%. Эти поместья, которые выдавались вдовам и дочерям служилых людей, так и назывались «прожиточные» поместья. Если у служилого человека оставались сыновья, то поместья его переходили целиком жене и детям, а когда дети (мальчики, разумеется) вырастали, они вступали во владение поместьем. Так как поместья фактически сделались наследственными, то Уложение разрешило менять не только поместья на поместья, но и вотчины на поместья и обратно. Это правило было большим удобством для служилых людей: хозяйственный интерес требовал сосредоточения земель в одном месте, а между тем в руках служилого человека на деле оказывалось множество мелких клочков по 20, 15 четвертин в разных местах. Теперь служилым людям разрешалось консолидировать свои имения, сосредоточить их в одном месте, в одном пункте. Затем, престарелым и бездетным служилым людям разрешено было сдавать свои поместья бездетным родственникам с тем, чтобы они кормили их и отправляли за них службу, а по их смерти наследовали поместье.

Кроме произвола администрации, военно-служилый класс много терпел от роста церковного землевладения. Хотя земель было тогда много, пользоваться ими было нельзя: много было пустующих земель, а чтобы завести хозяйство на нови, требовались большие затраты капитала. Поэтому служилые люди предпочитали брать уже разработанные пашни, тогда как культурной земли было мало. При таких условиях, понятно, чувствовалась земельная теснота, именно, недостаток культурной земли, хотя пустующих земель было много. На культурные же земли распространялись аппетиты не только служилых людей, но и духовенства. Против непомерного роста церковного землевладения принимались разные меры еще в XVI столетии. Но духовные лица, пользуясь дружбой с царем, добивались разных льгот в этом отношении, монастыри часто жаловались на недостаток и скудость и просили разрешения принимать имения на помин души, и государь почти всегда в таких случаях разрешал. Много пожалований монастырям произошло таким образом при царе Михаиле Федоровиче, когда во главе управления стоял для духовенства свой человек – патриарх Филарет. Поэтому и оказалось, что в 1623 году в московском уезде около половины обработанной земли (43–44%) числилось за монастырями. На соборе 1648 года была подана жалоба на духовенство, что оно, несмотря на запретительные указы 1580 и 1584 годов, продолжает приобретать земли, и была предложена секуляризация церковных имений. И правительство в 42 статье XVII главы Уложения подтвердило запрещения монастырям покупать вотчины и принимать их в заклад или на помин души, а также присваивать вотчины служилых людей, поступающих в монахи. По челобитию стольников, детей боярских, стряпчих, гостей и посадских людей государь велел быть Монастырскому приказу. Эта мера вызвала сильное неудовольствие среди духовенства. Патриарх Никон особенно восставал против Монастырского приказа. Таковы были меры, направленные на утверждение служилого землевладения.

Страницы: 1 2 3 

Литература и устное народное творчество
Большую популярность приобрели новые полемические произведения. В первую очередь это «Разговор белоцерковский» и «Фундаменты» Иоаникия Галятовского, публицистическое произведение «Наветы», работа «Новая мера старой веры» Лазаря Барановича. Их авторы выступали против католицизма и униатства, разоблачали антинародную деятельность папы рим ...

Деформированная структура размещения производительных сил
Эта структура сложилась фактически еще в довоенные пятилетки, когда на основании анализа имеющихся природных ресурсов союзным центром было решено сделать акцент на первоочередное развитие в республике таких отраслей, как угольная промышленность, черная металлургия, тяжелое и электротехническое машиностроение. В 60—80-х годах эти отрасли ...

Броненосные динозавры
Все динозавры этой группы — растительноядные. Но вид у них был очень свирепый из-за костяных «доспехов»: у стегозавров вдоль спины и хвоста располагались пластины и шипы, туловище анкилозавра защищал панцирь из костяных щитков, у некоторых динозавров имелась угрожающего вида булава на хвосте. Огромный стегозавр выгля­дел ещё больше бла ...