Петр I  и процесс европеизации России. Положительные и отрицательные стороны.
Страница 4

История » Европа в XVIII веке » Петр I  и процесс европеизации России. Положительные и отрицательные стороны.

И все-таки великий духовный переворот совершился. Петр посеял в родную почву семена наудачу, пожалуй, неправильно и отчасти руководясь личной фантазией, но они взошли и принесли плод. Сверх того он дал своему народу пример жизни, где прискорбные пороки, - результаты наследственных недостатков - сочетались с самыми доблестными, благородными добродетелями: и история показала с тех пор, какая чаша весов перетянула. Стомиллионный народ развернул перед взорами старого европейского мира, удивленного, вскоре встревоженного, силу, элементы которой, бесспорно, не исключительно материальные. Эту силу современная Россия почерпнула из души своего героя. Ему обязана она также своими умственными успехами, хотя учебные заведения великого царствования, небезосновательно, считают вполне неудовлетворительными.

Славянофилы имеют особое представление. н представление преувеличенное о просвещении, каким обладала Россия до Петра Великого. По их утверждению, преобразователь даже в этом отношении скорее отодвинул свою родину назад, чем подвинул ее вперед.' заменив обучение “общеобразовательное”, в школах первоначальных или средних и в Славяно-Греко-Латинской Академии в Москве. системой воспитания “профессионального”, - уже отвергнутого на *ладе. Прежде всего следует разобраться, что из себя представляли и эти школы и общеобразовательность их обучения. Школы'? Их было всего-навсего несколько, при некоторых монастырях. Общеобразовательность обучения? Она ограничивалась, насколько известно, чтением священного писания, элементарными начатками географии и истории. Над могилой преобразователя, Феофан Прокопович, которого нельзя заподозрить в предвзятости в ущерб такому духовному образованию, напоминал, что в те времена, когда Россия не знала иного, трудно было бы найти в ней компас![6]

В действительности, периода “воспитания” не существовало у русских людей того времени. Переход из детства в юношеский возраст совершался незаметно. Поэтому умы до зрелых лет сохраняли известную свежесть, но также и ребяческую наивность.

Преобразователь сознавал бедность достигнутых результатов: он старался возместить ее посылкой большого числа молодых людей в учебные заведения заграницей. Но и тут возникли затруднения: Англия защищала свои учебные заведения против вторжения пришельцев: также не хватало денег. Двое молодые людей, посланных в Париж в 1716 и 1717 году, жаловались на нищету: вдвоем они не имели даже одного экю в день! Часто молодым людям мешала лень, а также беспутное поведение.

В общем Россия оставалась данницей Европы в пополнении кадров своих деятелей военных, научных, художественных и промышленных и, если ей удавалось с грехом пополам заполнить свои казармы, то все же досадная пустота царила в иных местах, среди таким способом набранных рядов. Однако, Петр не отчаялся и продолжал идти вперед. Петр прибегнул к усердию всех своих подданных и принимал, без строгого разбора, все диковинки, какие ему предлагали: телят с двумя головами или уродов детей, стараясь в то же время привить убеждение, что ““монстры” вовсе не порождение дьявола, как 'принято было думать. И разве не трогательно в сущности видеть, как он все свои усилия, - хотя бы иногда и неверно рассчитанные, неловкие, неудачные, но неутомимо и непреклонно направляет к цели, горевшей светочем прогресса, манившей его взоры? И в конце концов он ее достигает! В 1719 году два его флотских офицера, Иван Евреинов и Федор Лужиц, отправились в экспедицию для исследования берегов Камчатки. На них было возложено разрешение вопроса, поставленного Лейбницем: соприкасаются ли здесь Азия и Америка или они разделены морем'? Результатом экспедиции явилась только карта Курильских островов, но настойчиво преследуя свою мысль, Петр снова, в 1725 году, возобновил попытку с Берингом, и был открыт пролив, увековечивший имя смелого исследователя.

Страницы: 1 2 3 4 

Краткое жизнеописание Л.В. Канторовича
Л.В. Канторович родился 19 января 1912 года в Петербурге в семье врача. Дарование мальчика проявилось очень рано. В 1926 году в возрасте 14 лет он поступил в Ленинградский университет. Уже через год начал активную деятельность в научных семинарах и в течение двух последующих лет ему удалось решить ряд трудных и принципиальных проблем, к ...

Организация комитетов в палате общин
В палате общин имеются постоянные, специальные, сессионные комитеты. Образуются также объединенные комитеты обеих палат парламента. Постоянные комитеты создаются в начале работы парламента нового созыва на срок его полномочий. Их основное назначение - постатейное рассмотрение биллей. Не существует каких-либо ограничений числа комитетов ...

Участие народных масс Украины в крестьянской войне 1667—1671 гг. под руководством Степана Разина
Яркой страницей совместной борьбы народов-братьев против царизма и феодальной эксплуатации явилась крестьянская война 7667—1671 гг. в России под руководством Степана Тимофеевича Разина, с основными событиями которой вы познакомились на уроках истории СССР. Из казацкого Дона пламя крестьянской войны вскоре перекинулось на другие районы Р ...