Голлизм и образование Пятой республики
Страница 3

История » Франция после второй мировой войны. Четвертая республика » Голлизм и образование Пятой республики

Залогом изменения системы международных отношений голлисты считали образование третьего «полюса силы» на мировой арене. В отличие от движения неприсоединения эта стратегия исходила именно из учета силовых факторов мировой политики и реализовывалась одновременно в нескольких направлениях. Помимо самой суверенной Франции, в качестве «третьей силы» рассматривалась объединенная Европа. В 60-х гг. Франция решительно вернула себе место лидера интеграционного процесса. При этом де Голль настороженно относился к федералистской идее «Отечества Европы». Лозунгом французской дипломатии стала «Европа Отечеств» – тесное сотрудничество при сохранении национального суверенитета. В развитие этой концепции французская дипломатия выдвинула в 1960 г. проект углубления интеграционных связей стран «шестерки» в области выработки совместной стратегии экономического развития, координации внешней политики, формирования системы европейской безопасности, независимой от НАТО («план Фуше»). В качестве перспективы рассматривалось образование союза европейских государств, сохраняющего национальный суверенитет каждого из участников, но выступающего как единая сила на мировой арене. Партнеры Франции по Европейским Сообществам отвергли подобный проект, который грозил разрушить североатлантическое сообщество.

После провала «плана Фуше» де Голль начал последовательно бороться против усиления наднационального начала в европейской системе. Его противостояние со сторонниками федералистской интеграции достигло пика в 1965 г. Де Голль жестко выступил против предложений председателя Европейской комиссии Вальтера Халыптейна о расширении полномочий этого органа Сообществ, закреплении процедуры голосования в Европейском Совете простым большинством, предоставлении Европейской ассамблее права формировать свой бюджет. После семимесячного бойкота со стороны Франции в 1966 г. был достигнут так называемый Люксембургский компромисс. Он утвердил сохранение статуса ассамблеи, приоритет полномочий Европейского Совета, право стран-участниц на вето при голосовании в Совете «жизненно важных» с их точки зрения вопросов. Правом вето Франция воспользовалась для блокирования вхождения в систему Сообществ Великобритании. Де Голль считал, что «английский троянский конь» будет способствовать утверждению в ЕЭС американских интересов.

Среди партнеров по Европейским Сообществам де Голль особенно ценил позицию канцлера ФРГ К. Аденауэра. Ось «Париж – Бонн» рассматривалась французской дипломатией как основа европейского полюса мировой политики. Итогом сближения двух стран стало подписание франко-германского говора о сотрудничестве в 1963 г. Но после прихода на пост канцлера Эрхарда и усиления атлантической направленности внешней политики НрРГ интенсивность франко-германского сотрудничества существенно снизилась. Несмотря на обстоятельства прихода де Голля к власти, колониальный вопрос не стал приоритетным для его внешней политики. Но выбор путей трансформации колониальной империи имел огромное значение для страны. Многие соратники видели в президенте человека, способного твердой рукой пресечь распад империи, покончить с алжирским кризисом. Однако де Голль был убежден, что эпоха традиционного колониализма завершилась.

Основой отношений со странами третьего мира он считал взаимовыгодное экономическое сотрудничество и укрепление морального авторитета Франции как страны, готовой поддержать волю любого народа на самоопределение. Голлизм сформировал основы французской неоколониальной политики, использующей обновленный имидж страны, противостоящей попыткам сверхдержав закрепить в третьем мире зоны «социалистической и капиталистической ориентации».

В соответствии с конституцией 1958 г. Французский Союз был Преобразован в Сообщество, включавшее суверенные государства, решающее право на свободный выход и получение полной независимости. В ходе референдумов страны-члены Союза определили формулу своего участия в Сообществе. Лишь Гвинея сразу же высказалась против участия в нем и с 1 октября 1958 г. стала независимым государством. Уже вскоре начался выход стран-участниц из Сообщества. В январе 1960 г. независимость получил Камерун, чуть позже этого и другие государства, входившие в состав Французской Экваториальной и Западной Африки. Всего в течение 1960 г., названного «годом Африки», независимыми стали 14 бывших французских колоний в Африке. Однако благодаря продуманной и гибкой политике голлистского правительства Франция сохранила в этих регионах значительное экономическое и политическое влияние. Конституционные положения о Сообществе были окончательно отменены в 1995 г.

Страницы: 1 2 3 4

Революция 1978 г. в Афганистане, ее лидер Тараки
Свержение монархии. 17 июля 1973 г. в Афганистане был совершен бескровный государственный переворот, приведший к свержению короля Захир Шаха. К власти пришел его двоюродный брат - генерал Мухаммед Дауд. Он упразднил в Афганистане монархию и провозгласил себя президентом Республики Афганистан. Выступая через несколько педель после приход ...

Политическая деятельность первых московских князей.
Одним только географическим положением столицу не создать. Историю делают люди. Поэтому не менее важной в укреплении Москвы представляется и роль личностей первых московских правителей. Как город новый и окрайный, Москва досталась одной из младших линий Всеволодова племени. Поэтому московский князь не мог питать надежды дожить до старш ...

Т. Варнек и ее воспоминания «Воспоминания сестры милосердия (1912–1922)»
Татьяна Александровна Варнек родилась 4 апреля 1894 года в семье генерала А.И. Варнека.[9] В 1912 году она окончила гимназию и поступила в Кауфманскую общину на курсы запасных сестер милосердия. Из-за тяжелых условий на практике в больнице не закончила курсы медсестер. В 1914 году, после начала Первой мировой войны, вернулась в общину, ...