Введение

Классическое народничество, возникшее в 60-е годы XIX века, достигло кульминации в 70-е годы. Первой политической организацией, официально назвавшей себя партией, была, как известно, "Народная воля" (1879 год). Ранее партиями назывались из подражания Западу придворные группировки или кружки гвардейских офицеров. Массовое хождение разночинной интеллигенции в "народ" принимало самые различные формы (устная пропаганда, переселение в деревню, индивидуальный террор) и характеризовалось высокой организованностью. Жесточайшая конспирация, строгая дисциплина отличали народнические организации "Земля и воля" (1876 год), "Черный передел" (1878 год), "Народная воля" (1879 год). Высшей точкой, явившейся одновременно и крахом классического народничества, стало убийство царя Александра II членами "Народной воли" в 1881 году (убийца - А. Гриневецкий). www.morebanks.ru

К историческим заслугам классического народничества относится поиск почвенного, самобытного пути развития России, стремление сделать народ субъектом исторического творчества. Народники, как известно, стремились решить задачу вовлечения народа ("почвы") в активную деятельность различными средствами: "хождением в народ", созданием крестьянских поселений, пропагандой своих идей, немедленным бунтом и т. д. Народники сумели создать политические организации, способные противостоять царским спецслужбам ("Земля и воля", и особенно, "Народная воля", которая, благодаря высокой дисциплине, конспирации, осуществляла свою деятельность в течение трех лет).

Однако доктрина народничества была ошибочна прежде всего потому, что она абсолютизировала архаичные формы экономической и духовной жизни русского народа. Его главные идеологи - Н. Чернышевский и А. Герцен - считали основной ячейкой будущего справедливого социалистического устройства крестьянскую общину. Террор занимал значительное место в деятельности народников на всех этапах движения. Главными причинами усиления активности террористов стали, во-первых, неудачные попытки "пробуждения общества", во-вторых, - репрессивная, жесткая политика самодержавия. Так, например, только зимой 1878-1879 годов в Петербурге было арестовано свыше двух тысяч человек; одесский генерал-губернатор Э. Готлебен вагонами отправлял народников в ссылку. За 1877-1882 годы было казнено 30 революционеров. Были случаи, когда людей вешали только за то, что при обыске находили прокламации "Народной воли". И тем не менее приверженность народников к терроризму не могла не вызвать осуждения их деятельности обществом, и, в конечном счете, привела движение к историческому краху. Народнические организации время от времени возникали и в 80-е годы. В 90-е годы идеи народников были восприняты новыми партиями, называвшими себя социалистами-революционерами. Крупнейшие из них - "Союз социалистов-революционеров", "Партия социалистов-революционеров", "Рабочая партия политического освобождения России".

"Народничество, - писал В.И. Ленин, - есть идеология (система взглядов) крестьянской демократии в России". Народничество соединяло в себе идеи утопического социализма с требованием крестьянства, заинтересованного в уничтожении помещичьих владений. Выступало как против крепостничества, так и против буржуазного развития общества. С момента зарождения в народничестве наметились два течения - революционное и либеральное. Революционеры главной цель видели в организации крестьянской революции и в течение 60-80-х гг. различными путями стремились к ней. Либеральные народники, действовавшие легально, искали мирные формы перехода к социализму. Либеральное народничество не играло существенной роли до 80-х гг., когда стало господствующем направлением. В народническом движении участвовали представители многих национальностей России. Народническая идеология своеобразно преломлялась в условиях Украины, Кавказа, Прибалтики, Польши и других районов. Народничество не было чисто русским явлением. Подобная форма идеологии была характерна и для других стран, поздно вставших на путь капиталистического развития.

Обряды
Обряды – традиционные развернутые условно – символические действия, сопровождающие важнейшие события общественной и семейно – бытовой жизни, календарные циклы. Обряд помогает людям общаться, обобщать и передавать свой опыт через совместную деятельность. Через обряды человек осознаёт, что живёт в обществе и причастен к нему всеми сторона ...

Историография
Степень изученности выбранной темы не может считаться достаточной. Несмотря на большое количество литературы о Тихомирове, содержащей порой прямо противоположные оценки, до сих пор отсутствует анализ этой литературы. Те работы, и те новые источники, которые вышли за последние 15 лет, нуждаются в анализе. Их обилие обосновывает необходим ...

Царь Федор Борисович Годунов
Фёдор родился в Москве, сын Бориса Фёдоровича Годунова и его жены Марии Григорьевны, дочери Малюты Скуратова. Незадолго до рождения Фёдора его отец стал фактическим единовластным правителем государства. Федор был полный телом, очень сильный, румяный и черноглазый юноша, от природы одаренный умом и способностями. Борис Годунов, сам не им ...