Народное собрание в Афинах

Главным и решающим органом власти в Афинах было Народное собрание. На Народное собрание собирались все граждане независимо от их имущественного положения, проживавшие в городе Афинах, Пирее, в Аттике, на других территориях, входивших в состав Афинского государства (например, жители островов). Женщины не имели права участвовать в политической и общественной жизни. www.culturemass.ru

Народное собрание обладало широкими полномочиями. Здесь принимались государственные законы, утверждалось объявление войны и заключение мира, результаты переговоров с другими государствами, ратифицировались договоры с ними. На Народном собрании избирались должностные лица, магистраты Афинского государства, обсуждались отчеты после их годичного управления, решались дела по продовольственному снабжению города, контролировались сдача в аренду государственных имуществ, земель и рудников, утверждались наиболее крупные завещания. Оно осуществляло контроль за воспитанием юношей готовящихся к получению гражданских прав.

В компетенцию Н.С. входило проведение такого чрезвычайного мероприятия по охране государственного строя от происков знатных лиц, как остракизм, т.е. изгнание на 10 лет всякого лица, заподозренного в намерении свергнуть демократический строй.

Важнейшим делом Н.С. было обсуждение и утверждение государственного бюджета, дарование гражданства иностранцам, хотя это случалось крайне редко. Оно выступало не только в качестве законодательного органа своего государства, но и контролировало ситуацию в сферах управления и администрации.

Н.С. в Афинах собиралось в строго определенные сроки: раз в 9 дней или 4 раза в 36 дней, а вся годовая деятельность состояла из 10 циклов. Чтобы упорядочить работу Н.С., на каждое из них выносились свои важные вопросы. Скажем, на первом обсуждались военные, продовольственные, чрезвычайные заявления, проводилась проверка правильности избрания соответствующих магистратов. На втором – рассматривались ходатайства по личным и общественным делам и т.д. Повестка дня предварительно готовилась и обсуждалась Советом, председатели собрания избирались на один день по жребию.

В Н.С. был принят довольно демократический порядок обсуждения повестки дня. Выступить по обсуждаемому вопросу мог каждый гражданин, однако не допускалось непристойное поведение на ораторской трибуне. Каждый Афинский гражданин независимо от его имущественного положения имел право внести на обсуждение проект закона, который мог быть принят на Н.С. . Афинские граждане активно участвовали в рассмотрении всех вопросов, они тщательно проверяли отчеты должностных лиц и особенно расходование общественных денег.

Участвовать в работе Н.С. имел право каждый афинский гражданин, в том числе и человек бедный, однако не все бедняки могли реально принимать участие в довольно многочисленных заседаниях, длившихся иногда целый день. Ведь им нужно было кормить семью, зарабатывать необходимые для этого средства. Чтобы привлечь к работе Н.С. самый низший слой афинского гражданства, в начале 4 века до н.э. был принят закон (по предложению Агиррия), устанавливающий вознаграждение за посещение Н.С. в размере 3 оболов, средней заработной платы афинского ремесленника в день.

Однако, несмотря на принятые меры, далеко не все лица, имевшие гражданские права, могли принять участие в его работе. Ведь многие граждане жили вдали от Афин, и им было трудно туда приезжать. Обычно завсегдатаями народных собраний были граждане, проживающие в Афинах, Пирее или их окрестностях, так что из общего количества граждан 30 – 40 тыс. обычно в народных собраниях присутствовало около 3 – 5 тыс. человек. Вот почему для решения особо важных дел требовалось наличие кворума хотя бы в 6 тыс. человек, и это количество собиралось не без труда.

Война с Пятой коалицией
Очередным объектом наполеоновской экспансии стала Испания. Во время португальской экспедиции французские войска были расквартированы с согласия короля Карла IV (1788–1808) во многих испанских городах. В мае 1808 Наполеон заставил Карла IV и престолонаследника Фердинанда отречься от своих прав (Байоннский договор). 6 июня он провозгласил ...

Предпосылки военных реформ Петра I
Существует несколько теорий того, почему Петр I начал проводить военные реформы.Приверженцы первой точки зрения в военной историографии уверенны в том, что военное дело в допетровской России было безнадежно отсталым, и к моменту воцарения Петра I находилось в состоянии полного развала и запустения, армия была дезорганизована и небоеспосо ...

Система государственного управления в годы царствования Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма» и новый этап рационализации государственного управления во второй половине 18 века
Ко времени вступления на престол Екатерина II была хорошо знакома с либеральными идеями европейской философской, политической и экономической мысли. Еще в молодые годы она читала произведения французских просветителей - Вольтера, Руссо, Дидро, Д'Аламбера - и считала себя их ученицей. В 1763 году Екатерина начала переписку с Вольтером, к ...