Временный режим. Конституционно-правовое оформление Четвертой республики
Страница 4

История » Франция после второй мировой войны. Четвертая республика » Временный режим. Конституционно-правовое оформление Четвертой республики

Столкнувшись с растущим влиянием голлистов, лидирующие Партии Учредительного собрания поспешили прийти к компромиссу по поводу нового проекта конституции. Он был представлен Собранию 29 сентября 1946 г. и получил полную поддержку (440:106). Референдум о конституции прошел 13 октября 1946 г. «За» высказались 53,1 % участников. С 24 декабря 1946 г. конституция Четвертой республики вступила в силу. www.musicexplore.ru

Конституция 1946 г. провозглашала единство и неделимость демократической, светской и социальной Республики, конституированной в виде Французского союза, членами которого вместе с европейскими территориями признавались заморские департаменты и подмандатные территории. Был сохранен предыдущий вариант Преамбулы, а также текст Декларации прав человека и гражданина. Важнейшим конституционным принципом стало провозглашение «социального государства», в котором права личности сочетаются с «общим благом» и ограничиваются общественными интересами.

Основным органом государственной власти становился двухпалатный парламент, состоящий из Национальной ассамблеи и Совета Республики. В отличие от традиций Третьей республики нижняя палата являлась абсолютно главенствующим органом парламента. Национальная ассамблея признавалась единственно законодательным органом, который не мог никому делегировать свои законодательные полномочия. Она имела исключительные прерогативы в бюджетно-финансовой области, вопросах ратификации и денонсации международных договоров, объявления войны. Национальная ассамблея избиралась по пропорциональной системе в составе 627 депутатов.

Совет Республики составляли 320 депутатов, избиравшихся на 6 лет коммунами и департаментами на основе косвенных выборов (через коллегию выборщиков), с обновлением на 1/2 в три года. Полномочия верхней палаты по сравнению с сенатом Третьей республики были сведены до минимума. Совет Республики был наделен лишь совещательными функциями в области законотворчества и его рекомендации не были обязательными для Национальной ассамблеи. С формально-правовой точки зрения, в образовании верхней палаты не было большого смысла. Однако, помимо дани традициям, авторы конституции учли мнение патроната, оказывавшего огромное влияние на политическую жизнь в регионах. Учреждение Совета Республики стало шагом навстречу этой части политической элиты Франции.

Конституция закрепила полномочия президента как главы государства, но ограничила их представительскими функциями. В отличие от конституции Третьей республики президент был лишен права роспуска нижней палаты, назначения по своему выбору высших должностных лиц. Любые акты президента требовали контрассигнации председателя кабинета и одного из министров. Избрание президента на 7 лет стало совместной прерогативой Национальной ассамблеи и Совета Республики. Исполнительная власть вручалась Совету министров во главе с его председателем. Председатель назначался по представлению президента, министры – по представлению президента или председателя. В обоих случаях назначение могло производиться только после вынесения вотума доверия со стороны Национальной ассамблеи. Деятельность правительства была поставлена под полный контроль нижней палаты. В случае принятия абсолютным большинством голосов депутатов резолюции порицания, а также в случае провала важного правительственного законопроекта кабинет должен был уйти в отставку. Правительство могло распустить парламент только после двух правительственных кризисов подряд.

Конституция сохранила прежнюю судебную систему и местное управление, подчиненное строгому контролю со стороны правительства. Для руководства судами создавался Высший совет магистратуры, председателем которого являлся президент. Совет ведал вопросами назначения и продвижения судей. Полномочия по изменению и отмене конституции не были предоставлены парламенту. Конституционная власть доверялась либо Учредительному Собранию, либо осуществлялась на основе референдума. Ограниченные функции конституционного контроля предоставлялись создаваемому впервые конституционному комитету в составе президента, председателей обеих палат парламента и ежегодно сменяемых представителей палат. В качестве координирующих органов создались также Собрание Французского Союза и Экономический совет.

Страницы: 1 2 3 4 

Египетская компания и Вторая коалиция
Данную кампанию Наполеон затеял, чтобы подорвать мировое господство британцев, но его планы были сорваны адмиралом Горацио Нельсоном. Египетская кампания Наполеона убедила британское правительство в необходимости восстановления контроля над Средиземным регионом: 1 августа 1797 г. Нельсон запер Наполеона в Египте, уничтожив его флот в б ...

Приобретение великокняжеского стола.
Пользуясь своими средствами и расчетливой фамильной политикой, московские князья в 14 в. постепенно сами выступали из положения бесправных удельных князей. Младшие, но богатые, эти князья предприняли смелую борьбу со старшими родичами за великокняжеский стол. Главными их соперниками были князья тверские, старшие их родичи. Действуя во и ...

Освободительное движение
Характерной особенностью условий труда в промышленности Симбирской губернии было сохранение тягот, свойственных обычно ранним ступеням капитализма: производственные помещения находились в антисанитарном состоянии, станки и механизмы, как правило, не имели каких-либо предохраняющих устройств, в результате чего широкое распространение име ...