Временный режим. Конституционно-правовое оформление Четвертой республики
Страница 4

История » Франция после второй мировой войны. Четвертая республика » Временный режим. Конституционно-правовое оформление Четвертой республики

Столкнувшись с растущим влиянием голлистов, лидирующие Партии Учредительного собрания поспешили прийти к компромиссу по поводу нового проекта конституции. Он был представлен Собранию 29 сентября 1946 г. и получил полную поддержку (440:106). Референдум о конституции прошел 13 октября 1946 г. «За» высказались 53,1 % участников. С 24 декабря 1946 г. конституция Четвертой республики вступила в силу.

Конституция 1946 г. провозглашала единство и неделимость демократической, светской и социальной Республики, конституированной в виде Французского союза, членами которого вместе с европейскими территориями признавались заморские департаменты и подмандатные территории. Был сохранен предыдущий вариант Преамбулы, а также текст Декларации прав человека и гражданина. Важнейшим конституционным принципом стало провозглашение «социального государства», в котором права личности сочетаются с «общим благом» и ограничиваются общественными интересами.

Основным органом государственной власти становился двухпалатный парламент, состоящий из Национальной ассамблеи и Совета Республики. В отличие от традиций Третьей республики нижняя палата являлась абсолютно главенствующим органом парламента. Национальная ассамблея признавалась единственно законодательным органом, который не мог никому делегировать свои законодательные полномочия. Она имела исключительные прерогативы в бюджетно-финансовой области, вопросах ратификации и денонсации международных договоров, объявления войны. Национальная ассамблея избиралась по пропорциональной системе в составе 627 депутатов.

Совет Республики составляли 320 депутатов, избиравшихся на 6 лет коммунами и департаментами на основе косвенных выборов (через коллегию выборщиков), с обновлением на 1/2 в три года. Полномочия верхней палаты по сравнению с сенатом Третьей республики были сведены до минимума. Совет Республики был наделен лишь совещательными функциями в области законотворчества и его рекомендации не были обязательными для Национальной ассамблеи. С формально-правовой точки зрения, в образовании верхней палаты не было большого смысла. Однако, помимо дани традициям, авторы конституции учли мнение патроната, оказывавшего огромное влияние на политическую жизнь в регионах. Учреждение Совета Республики стало шагом навстречу этой части политической элиты Франции.

Конституция закрепила полномочия президента как главы государства, но ограничила их представительскими функциями. В отличие от конституции Третьей республики президент был лишен права роспуска нижней палаты, назначения по своему выбору высших должностных лиц. Любые акты президента требовали контрассигнации председателя кабинета и одного из министров. Избрание президента на 7 лет стало совместной прерогативой Национальной ассамблеи и Совета Республики. Исполнительная власть вручалась Совету министров во главе с его председателем. Председатель назначался по представлению президента, министры – по представлению президента или председателя. В обоих случаях назначение могло производиться только после вынесения вотума доверия со стороны Национальной ассамблеи. Деятельность правительства была поставлена под полный контроль нижней палаты. В случае принятия абсолютным большинством голосов депутатов резолюции порицания, а также в случае провала важного правительственного законопроекта кабинет должен был уйти в отставку. Правительство могло распустить парламент только после двух правительственных кризисов подряд.

Конституция сохранила прежнюю судебную систему и местное управление, подчиненное строгому контролю со стороны правительства. Для руководства судами создавался Высший совет магистратуры, председателем которого являлся президент. Совет ведал вопросами назначения и продвижения судей. Полномочия по изменению и отмене конституции не были предоставлены парламенту. Конституционная власть доверялась либо Учредительному Собранию, либо осуществлялась на основе референдума. Ограниченные функции конституционного контроля предоставлялись создаваемому впервые конституционному комитету в составе президента, председателей обеих палат парламента и ежегодно сменяемых представителей палат. В качестве координирующих органов создались также Собрание Французского Союза и Экономический совет.

Страницы: 1 2 3 4 

Расширение НАТО и Россия
До 1996 г. Запад не услышал от России «нет» ни по одному значимому вопросу международной жизни. Министр иностранных дел РФ А. Козырев видел ошибку советской дипломатии в том, что она слишком много внимания уделяла защите национальных интересов. Как это было Американский политолог, президент Центра Никсона за мир и свободу Дм. Саймс вс ...

Первая антифранцузская коалиция
Правительство Уильяма Питта-младшего сохраняло нейтральность по отношению к французской республике до июня 1793 г., но в ноябре предыдущего 1792 года уже приняло ряд репрессивных мер, направленных на предотвращение революции в Британии: оно ограничило свободу политических дискуссий и печати, и организовало несколько судебных процессов п ...

Западное направление. Ливонская война (1558-1583гг).
Когда Сильвестр и Адашев стали склонять государя к войне с Крымским ханством, постоянно нападающим на южные рубежи России, царь предпочел сосредоточить свои усилия на Западе. Момент для завоевания Крыма был упущен, но появилась возможность решить вопрос с Ливонией, с которой у Москвы к тому времени не было ни войны, ни мира. Ливонский о ...