Пути развития начального профессионального образования
Страница 2

История » Ремесленные и фабрично-заводские училища в СССР в первой половине ХХ века » Пути развития начального профессионального образования

В 1921 году Наркомпрос РСФСР принял постановление «О реорганизации школы II ступени» (VII-IX классы), возложив на нее задачу подготовки работников массовой квалификации в определенной отрасли труда (учителей, счетоводов, политпросвет работников и т. д.), обеспечив общее образование этих учащихся в объеме девятилетки, чтобы открыть им доступ в высшую школу и в то же время подготовить к выполнению определенных профессиональных обязанностей в сфере культуры, образования, обслуживания.

Значительно увеличилось в это время количество рабочих факультетов, игравших важнейшую роль в подготовке рабоче-крестьянской молодежи к поступлению в высшие учебные заведения, к изменению социального состава вузов.

В этот период возникали (1921) и бурно развивались школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Они имели своей задачей подготовку из молодежи высококвалифицированных рабочих для промышленности и транспорта. Они имели четырехлетний срок обучения и наряду с профессиональной подготовкой обеспечивали и общее образование в объеме семилетней школы.[4]

XIV съезд Коммунистической партии (1925) поставил задачу социалистической индустриализации страны, что вызывало острую потребность в квалифицированных специалистах. На Пленумах ЦК ВКП(б) в 1928 и 1929 годах были приняты решения о перестройке системы подготовки кадров для народного хозяйства. Профессиональные учебные заведения, в том числе и ФЗУ, находившиеся до того времени в ведении Наркомпроса, в 1929 году были переданы хозяйственным организациям по специальности, которые могли лучше обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов.

В резолюции Пленума ЦК ВКП(б) 1928 года было сформулировано требование о коренном улучшении учебной работы школы II ступени. «Добиться, чтобы оканчивающие школу II ступени были подготовлены для поступления в вузы», - говорилось в резолюции Пленума.В результате в РСФСР сложилась следующая система школьного образования:

1) начальная школа (I ступень) с четырехлетним сроком обучения;

2) семилетняя школа как фундамент всей школьной системы;

3) школа II ступени (девятилетняя средняя школа) с профессионализированным вторым концентром (в ряде школ);

4) фабрично-заводские семилетки (ФЗС) - разновидность семилетней школы в промышленных центрах и районах;

5) школа крестьянской молодежи (ШКМ), являющаяся продолжением школы I ступени для сельской молодежи;

6) школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) преимущественно для рабочих-подростков с профессиональной установкой, но с сохранением общеобразовательных знаний в объеме семилетней школы;

7) рабочий факультет, дававший среднее образование рабоче- крестьянской молодежи, поступающей затем в своем большинстве в высшие учебные заведения.[5]

Школьная система на Украине и в Белоруссии строилась по-иному. После семилетней школы следовало профессиональное образование - профшкола, техникум. Некоторые особенности имелись в школьных системах других советских республик.

Таким образом, за первые годы советской власти в стране были созданы правовые, экономические и организационные основы для последующего развития социалистического начального профобразования.

Страницы: 1 2 

Основные направления внутренней и внешней политики Николая I. Внутренняя политика Николая I
Вступление на престол императора Николая I сопровождалось бурными событиями. Новый император, казалось, с первых шагов вступил в конфликт со знатью, привлекая к следствию и отправляя на каторгу замешанных в неудавшемся восстании дворян. Однако вскоре 30-летний Николай сумел завоевать симпатии светского общества. Они были вызваны не стол ...

Культура Югославии
Война и оккупация нанесли урон народному хозяйству, просвещению, науке и культуре Югославии. Первостепенной задачей новой власти после окончания войны стало преодоление культурной отсталости - наследия прошлых лет, - ликвидация неграмотности, создание новых и восстановление старых учебных, культурно-просветительских и научных заведений. ...

Приход к власти Екатерины 2
Будучи по происхождению немкой, Е.II понимала, что императрица должна прежде всего защищать интересы России и не отступала от этого правила. Трудно перечислить все, что сделала Е.II для пользы и славы России. Еще проживая в Москве, после коронации, она ознаменовала начало царствования великим и добрым делом: основала так называемый Вос ...