Ликвидация ханской власти
Административно-политическими реформами царизм ликвидировал традиционную систему управления, открыл широкие возможности для заселения казахского края русскими переселенцами, вытесняя кочевников на малопригодные земли. Получив бесконтрольную власть над большей частью населения, Россия расширила колонизаторскую политику почти во всех сферах.Вопрос упразднения ханской власти имел большое значение для российской администрации как элемент глобальной трансформации политической системы казахского общества и в перспективе - редуцирование правоположения социальных групп казахов к российской социально-правовой структуре.Чтобы придать процессу колонизации целенаправленный и систематический характер, царское правительство решило создать в Казахстане административное управление, приближенное к российской системе и отвечающее интересам метрополии.Вся территория Казахстана делилась на генерал-губернаторства. Вся полнота военной и гражданской власти сосредотачивалась в руках генерал-губернатора. Данные изменения значительно усилили колониально управление государством, а также наделили генерал-губернаторов практически неограниченной властью. Генерал-губернаторства делились на области, области делились на уезды. Областные правления подчинялись военным губернаторам, которые являлись командующими военными округами и одновременно – атаманами казачьих войск. Военные губернаторы определялись и увольнялись по представлению министра внутренних дел по согласованию с военным министром. Областные правления Казахстана были приравнены к губернскому правлению центральных районов Российской Империи. Областные правления состояли из трех отделов: распорядительного, хозяйственного и судебного. Председателем правления был вице-губернатор, он имел советников, отделы правления возглавляли старшие советники. Уезды возглавляли уездные начальники – офицеры, которые назначались генерал-губернатором по представлению военных губернаторов областей. Уездный начальник имел помощников - старшего и младшего. Во всей этой иерархии представители местной родовой верхушки и султанской знати могли занять только лишь должность младшего помощника уездного начальника.Уездному начальнику подчинялась полиция, военные части. Уезды делились на волости, а волости – на административные аулы, состоявшие их хозяйственных аулов. Волостные управители и аульные старшины избирались каждые три года тайным голосованием и утверждались вышестоящим начальством. Султаны обеспечивались пожизненной пенсией и освобождались от всяких налогов. При этом, колониальное управление усиливалось тем, что военный губернатор имел право утвердить или не утвердить волостного правителя или кандидата на эту должность, а также в любой момент мог назначить новые выборы. При этом министр внутренних дел мог разрешать замещение должностей волостных управителей без производства выборов. Таким образом, выборные начала в управлении Казахстанскими территориями в XIX веке приобрели формальный характер. Соответственно, аульные старшины и кандидаты на данную должность утверждались уездным начальником.Судебное устройство имело несколько уровней. Сохранились суды биев на основе адата и шариата. Они функционировали на уровне аула. Уездный, военный суды действовали на основе общеимперских законов и занимались такими делами, как государственная измена, сопротивление властям, порча государственного имущества, убийство должностных лиц и т.п.Со временем власть генерал-губернаторов все более усиливалась. В областных центрах были созданы полицейские управления, а в уездных городах вводились судебные приставства.Самым тяжелым следствием проведения колониальной политики было объявление земли Казахстана государственной собственностью Российской Империи. Территориальный принцип административного устройства нарушал традиционное землепользование, тяжелы бременем легли на плечи народа налоги и повинности, ущемлялась в своих правах и местная знать. Население Казахстана отказывалось принимать новые порядки.
Реформы 50-х гг. XVIв
Земский собор.
Началом реформ стал созыв первого Земского собора (1549г.). Туда входили Боярская дума, состоявшая из бояр и удельных князей, и Освященный собор, состоявший из представителей церкви, а также избранные представители дворянства и посадских людей, призванные доносить мнение своих выборщиков до государя. На земском сборе обс ...
Личность Валуева как автора дневника
Личность Валуева издавна привлекала внимание историков, так как он являлся ближайшим соратником Александра 2 и имел большое влияние на ход реформ 1860х годов. Однако единого мнения среди историков не сложилось. Многие склонны считать его человеком, уступчивым, мягким, неспособным к решительным действиям, другие, напротив, видят в нем вп ...
Общее и особенное в развитии стран Ближнего Востока
История Древнего Востока ярко характеризует общие закономерности исторического процесса и те конкретные формы, в которых эти закономерности проявлялись в истории отдельных стран и народов. В целом история Древнего Востока – это история формирования и развития древнейших в мире цивилизаций.
Основные центры древневосточных цивилизаций сл ...