Специфика обвинений политического характера ссыльных Олонецкой губернии
Страница 2

История » Политическая ссылка в Олонецкой губернии второй половины ХІХ в. » Специфика обвинений политического характера ссыльных Олонецкой губернии

С 1669 г. ее начинают применять еще в больших размерах, и она является дополнительным наказанием в тех случаях, в которых назначалась ссылка в отдаленные города, именно – для бродяг, воров.

В числе других наказаний ссылка назначается раскольникам и всем, кто «меж христианы непристойными своими словами чинят соблазн и мятеж», за прошение милостыни «притворным лукавством», земским старостам и целовальникам — за злоупотребления по сбору денег, за стрельбу из ружей в городе Москве.

В начале XVII в. изгнали немало целовальников: «возмутил их разум диавол», и стали они делать на монетном дворе из своей меди деньги наравне с царскими. До XVIII в. преступников ссылали целыми семьями — с женой и детьми. Получалось, что наказывались невинные люди. Не все ссыльные вели себя примерно. Многие «своими трудами питатися не хотят, только того усматривают, что своровать, за промысел никакой не принимаются, свои статки и заводы пропивают и бегут в старину». Ссыльные сколачивались в шайки грабить инородцев и местных русских крестьян.

Слово каторга означает в греческом языке гребное судно, галеру. В России же сначала имелась в виду отдача на тяжелые принудительные работы по строительству портов и крепостей. Каторгу разделяли на вечную и временную. Вечная назначалась вместо смертной казни и сопровождалась кнутом и клеймением. Каторжные работы и ссылка определялись за торговлю русской обувью с дегтем, за несанкционированное ношение русского платья и бороды, за один или два разбоя, «если смертоубийства не учинили», за продажу «нездорового какого харча и мертвечины». [23]

Ссылки на поселение при Петре уже практически не существовало. Елизавета Петровна отменила смертную казнь, взамен определив преступникам вечную каторгу. Применялись также вечная ссылка, ссылка на поселение, на житье. Последняя мера относилась к привилегированным лицам. Первыми местами ссылки в России стали Архангельск, Устюг, Пустозерск, Симбирск, Уфа, Сибирь. Позднее стали ссылать и в Азов, Оренбург, Таганрог. В 1719 г. на Кавказ выселили раскольников. Далее места ссылки прирастают Иртышом, Охотским морем, Забайкальем.

Ссыльнопоселенцев в 1822 г. разделили на шесть классов. Первым классом обозначались поселенцы, наказанные плетьми, которые должны были работать на заводах вместе с каторжными год, получая за это жалованье.

Второй класс — дорожные работники. Это были ссыльные за незначительную вину. Через пять лет хорошего поведения они могли быть приписаны к государственным крестьянам.

В третий класс входили ремесленники, работавшие в специальных ремесленных домах.

Ссыльные четвертого класса не знали никаких ремесел, их разрешалось брать местным жителям в услужение.

Пятый разряд — сельские рабочие.

Шестой разряд — неспособные ни к какой работе. Их приписывали к волостям на вольное пропитание или помещали в больницы и приюты.

По действующему в начале XIX в. праву местом ссылки административной и на житье была Западная Сибирь, а на поселение и в каторгу отправляли в Восточную Сибирь.

На практике каторжные отбывали наказания и в центральных тюрьмах Сибири, и на Сахалине. Обеденный привал партии арестантов На Север стали ссылать рано. В 1560 г. при Иване Грозном был «удален» в Соловецкий монастырь влиятельный в Москве поп Сильвестр. Тогда-то, наверное, и стала соловецкая сторона местом ссылки. Спустя сто лет в тех местах возникли новые ссыльные поселения: Пустозерский и Кольский остроги и Никольский Карельский монастырь — при впадении Северной Двины в Белое море.

Массовая ссылка поляков берет свое начало еще со времен восстания в 1794 году Тадэуша Костюшко [24].

В первой половине XIX века массовое поступление поляков в сибирскую ссылку возобновилось, что было связано с активизацией национально-освободительного движения в Царстве Польском (1830-е гг.) и началом реакционной политики Николая I. Следующая волна массовой ссылки поляков наблюдается в 1860-е годы, в связи с усилением национально-освободительного движения в Польше, Литве и Белоруссии (восстание 22 января 1863 г.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Переход Л. А. Тихомирова из рядов революционеров в стан консерваторов
Жизнь и мировоззрение Льва Александровича Тихомирова стали в последние годы предметом изучения со стороны многих отечественных исследователей. Возможно, это связано с тем, что Тихомиров был нетипичным консерватором. Л.А.Тихомиров родился 19 января 1852 г. в семье военного врача. В 3 классе гимназии он уже зачитывается Писаревым, его «х ...

Литература и устное народное творчество
Большую популярность приобрели новые полемические произведения. В первую очередь это «Разговор белоцерковский» и «Фундаменты» Иоаникия Галятовского, публицистическое произведение «Наветы», работа «Новая мера старой веры» Лазаря Барановича. Их авторы выступали против католицизма и униатства, разоблачали антинародную деятельность папы рим ...

Борьба старшинских группировок за власть
Политическое положение украинских земель еще более усложнялось в связи с борьбой за власть старшинских группировок, которые часто ориентировались на иноземные государства. Уже после смерти Богдана Хмельницкого часть казацкой верхушки во главе с И. Выговским, который при помощи интриг и подкупов добился гетманской булавы, стремилась пере ...