Ленинградские масоны 1920-х годов и их судьба
Страница 2

Распространение масонства в России в ХХ веке » Ленинградские масоны 1920-х годов и их судьба

Масонство, подчеркивалось в обвинительном заключении, по существу своему является ничем иным, как "мелкобуржуазной переделкой католицизма, где роль кардиналов и аббатов играют банкиры и парламентские дельцы, продажные журналисты и адвокаты, а также прочие политические авантюристы. Разбавив католицизм и сократив небесную иерархию до одного лица – Великого архитектора вселенной, масонство приспособило к своему обиходу терминологию демократии: братство, гуманность, истина, справедливость, добродетель и в такой форме является важной составной частью буржуазного режима".

Вступление в масонскую ложу в буржуазных странах означает, как правило, приобщение к высшим сферам политики, так как именно здесь "завязываются карьеристские связи, создаются группировки и вся эта работа покрывается флером морали, мистики и обрядности . Масонство не меняет своей тактики в отношении коммунистической партии: оно не исключает коммунистов из своей среды. Наоборот, оно широко открывает перед ними двери, поскольку его политической функцией как раз и является всасывание в свои ряды представителей рабочего класса, дабы содействовать размягчению их воли, а по возможности и мозгов" (2, C655-656).

Опасения, что широкая огласка этого дела могла бы привлечь к нему внимание "еще не окрепших идеологически некоторых групп населения" СССР привели к тому, что судьба ленинградских оккультистов была решена во внесудебном порядке. 18 июня 1926 года дело было рассмотрено Особым совещанием Президиума коллегии ОГПУ. Самое тяжелое наказание - три года концлагерей по ст. 61 УК РСФСР получил сотрудничавший с ОГПУ Б.В. Астромов, заподозренный чекистами в неискренности. По три года получили его коллеги: В.Ф. Гредингер и С.Д. Ларионов. Остальные 16 обвиняемых отделались сравнительно легким испугом. Как "социально опасные элементы" они подлежали административной ссылке в отдаленные местности СССР сроком на три года.

После отбытия срока практически все осужденные получили дополнительно трехлетний срок (это так называемый "минус с двенадцати") и были отправлены на вольные поселения: Г.О. Мебес - в город Усть-Сысольск на Урале, Астромов, Дризен, Петров и Гредингер - на Урал, Палисадов – в Ташкент. Остальные масоны, мартинисты и розенкрейцеры оказались в Сибири (Нарымский край) и Средней Азии. Наконец, после отбытия трех лет ссылки, они были освобождены.

Что касается московской ложи "Гармония", то она, как это ни удивительно, практически не пострадала. Арестован был один только С.В. Палисадов (сидел в Бутырской тюрьме), который всю вину за организацию нелегального сообщества взял на себя. Очень скоро "Гармония" опять возобновила свою работу, правда уже под руководством не Палисадова, а преподавателя Московского института восточных языков Петра Михайловича Кайзера. Однако просуществовала ложа недолго, и уже в 1930 году, в связи с делом "Русского национального центра", была разгромлена, а члены ее: П.Н. Киселев, М.Г. Попов и другие - арестованы.

Руководитель ложи П.М. Кайзер-Ясман был расстрелян. В том же 1930 году был расстрелян и ряд ленинградских масонов: бывший полковник пограничной стражи Александр Сергеевич Гирс и бывший подпоручик лейб-гвардии Павловского полка Георгий Алексеевич Клодт (34, С. 63).

Страницы: 1 2 3

Причины и предпосылки Смутного времени и его начало
Семнадцатое столетие в истории нашей страны — переломное, бурное время заката Средневековья. Современники называли его "бунташным". Россия переживет крестьянскую войну — первую в своей истории, череду городских восстаний, "медный" и "соляной" бунты, выступления стрельцов, конфликт церкви и светской власти, ...

Церковная реформа
Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа. В 1700г. умер патриарх Адриан, и Петр I запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции "местоблюстителя патриаршего престола". В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был соз ...

Методы изучения летописи
Методы изучения истории летописания, примененные Шахматовым, легли в основу современной текстологии.Восстановление летописных сводов, предшествовавших «Повести временных лет», принадлежит к увлекательнейшим страницам филологической науки. Так, например, в начале списков Новгородской первой летописи (кроме Новгородской первой по Синодальн ...