Распад СФРЮ (1989-1991)
Страница 1

В конце 1989 г. под воздействием событий в Восточной Европе и все более явственных кризисных явлений в самой стране, справиться с которыми традиционными средствами не удавалось, югославские власти решились провести выборы на многопартийной основе. В тех условиях противиться таким выборам было уже явным анахронизмом. Кроме того, они надеялись, что, дав возможность различным силам открыто выразить свои цели, задачи и намерения, смогут ослабить остроту политического противостояния. Сначала в Словении, а затем и в других республиках начали образовываться различные политические партии, которым после сорока лет единоличного правления СКЮ предстояло взять на себя часть ответственности за дальнейшую судьбу федерации. В подавляющем большинстве эти организации возникали на национальной основе, некоторые вели свою родословную от довоенных партий.

Так, в Сербии возникли Демократическая партия и Сербская радикальная партия, в Хорватии - Хорватская партия права и Хорватская крестьянская партия, в Македонии - Всемакедонская революционная организация - Демократическая партия македонского национального единства (ВМРО-ДПМНЕ). Занялись своей реорганизацией и республиканские коммунистические партии. В Словении и Хорватии компартии фактически перешли на социал-демократические позиции и стали называться Союз коммунистов Словении - Партия демократического обновления и Союз коммунистов Хорватии - Партия демократических перемен. Решение о трансформации в социал-демократическую партию принял и Союз коммунистов Боснии и Герцеговины. В Сербии после объединения республиканского Союза коммунистов с Социалистическим союзом трудового народа (организация, выросшая из послевоенного Народного фронта) была образована Социалистическая партия. А в Черногории еще два года в прежнем виде продолжал существовать республиканский Союз коммунистов.

В течение весны – осени 1990 г. в СФРЮ прошли первые многопартийные выборы. За исключением Сербии и Черногории, победу на них всюду одержали оппозиционные партии.

В конце 1990 г. на заседании Президиума СФРЮ было решено провести в начале 1991 г. переговоры представителей всех республик об изменении федеративного устройства страны. Параллельно с переговорами происходили двусторонние встречи республиканских делегаций. Но все эти шаги не дали результата, не удалось согласовать две концепции. Одну – сохранения и обновления федерации – выдвигали Сербия и Черногория. Другую концепцию – преобразования СФРЮ в конфедерацию – отстаивали Словения и Хорватия. Промежуточную позицию занимали Босния и Герцеговина, а также Македония. Впрочем, идея конфедеративного устройства (уже фактически существовавшего в стране) использовалась ее сторонниками главным образом лишь для того, чтобы замаскировать истинную цель – отделение от Югославии.

В апреле 1991 г. Словения оповестила, что в соответствии с результатами проведенного в республике плебисцита она намерена «стать самостоятельным, суверенным и независимым государством». Власти Хорватии также заявили, что в случае, если не удастся подписать договор о союзе суверенных государств, они предпримут шаги для выхода из Югославии.

В своей борьбе за сохранение единого государства Сербия (не считая маленькой Черногории) практически оставалась в одиночестве. Действия ее руководства объяснялись тем, что, если другие народы Югославии при распаде федерации по существовавшим административным границам образовывали свои национальные государства, то сербы оказывались разделенным народом. Около трети всех сербов проживало за пределами своей республики, преимущественно в Боснии и Герцеговине, а также в Хорватии. Сербия соглашалась на образование хорватами и словенцами собственных национальных государств лишь при условии признания за сербским народом аналогичного права и включения в ее состав всех территорий с преобладанием сербского населения. То есть, речь шла об отказе Белграда признать республиканские границы в качестве будущих государственных границ.

Страницы: 1 2 3

Историческая необходимость реформ
Внешняя политика России до Петра I руководствовалась не случаем, а древней исторической традицией. Еще в XIII веке создались те международные обстоятельства, которые в течение последующих пяти веков определяли внешнюю, а во многом и внутреннюю политику России: · В XIII веке на восточном побережье Балтики появились немцы. Они оттесняют ...

Аспекты деятельности в государственной сфере и в армии
Под непосредственным контролем ЦК партии работал Реввоенсовет республики, руководимый Л.Д. Троцким, деятельность которого на этом посту освещалась в советской историографии однозначно - негативно. Между тем В.И. Ленин высоко ценил организаторские способности Троцкого. Однако версия о том, что Красная Армия победила в гражданской войне б ...

Откуда мы знаем о динозаврах
Всё, что остаётся от жившего когда-то динозавра и сохраняется в земле миллионы лет, — это кости и зубы. Если повезёт, то удаётся найти отпечатки кожи. Восстановить мускулатуру и внутренние органы динозавров помогают учёным знания о современных птицах и рептилиях. Некоторые сведения можно почерпнуть, исследуя отпечатки лап динозавров. И ...