Политическая деятельность первых московских князей.

История » Начало объединения русских земель вокруг Москвы » Политическая деятельность первых московских князей.

Одним только географическим положением столицу не создать. Историю делают люди. Поэтому не менее важной в укреплении Москвы представляется и роль личностей первых московских правителей.

Как город новый и окрайный, Москва досталась одной из младших линий Всеволодова племени. Поэтому московский князь не мог питать надежды дожить до старшинства и по очереди занять старший великокняжеский стол. Чувствуя себя бесправным, точнее, обездоленным среди родичей и не имея опоры в обычаях и преданиях старины, он должен был обеспечивать свое положение иными средствами, независимо от родословных отношений, от очереди старшинства. Благодаря тому московские князья рано вырабатывают своеобразную политику, с первых шагов начинают действовать не по обычаю, раньше и решительнее других сходят с привычной колеи княжеских отношений, ищут новых путей, не задумываясь над старинными счетами, над политическими преданиями и приличиями. Это обнаруживается как в их отношениях к другим князьям, так и в ведении ими внутренних дел своего княжества. Они являются зоркими наблюдателями того, что происходит вокруг них, внимательно высматривают, что лежит плохо, и прибирают это к рукам. Первые московские князья выступают смелыми хищниками.

Центром самостоятельного княжества Москва стала спустя десятилетие после монголо-татарского нашествия. Вероятно, первым её князем был Михаил Ярославич (княжил в 1247-1248 гг.). О его характере говорит прозвище Хоробрит, от древнерусского "хоробровати" - храбриться. Жизнь Михаила Хоробрита действительно оправдывает его прозвание. В 1248 г. он силой согнал с великого княжения Владимирского своего слабого дядю Святослава Всеволодовича, но в том же году погиб в битве с балтским племенем голядь на реке Протве (левый приток Оки). Окончательное выделение Московского княжества относится к 70-м гг. 13 столетия. До этого область входила в великое княжение Владимирское и управлялась великокняжескими наместниками.

Конечно, было бы преувеличением считать процесс возвышения Москвы неуклонным, постоянным. Как и любой исторический процесс, он прошёл через целый ряд случайностей и критических моментов. Таким моментом стала полная драматизма борьба Москвы с Тверью за первенство в объединении Руси. "Тверь старая, Тверь богатая .", как пелось в одной исторической песне, к началу XIV в. являлась столицей сильнейшего княжества Северо-Восточной Руси. История борьбы московских князей со своими ближайшими соседями(особенно с Тверью) полна драматизма, но рамки этой работы слишком узки, чтобы осветить её в полном объеме.

Первый московский князь Александрова племени Даниил, как и Михаил Хоробрит так же врасплох напал на своего рязанского соседа князя Константина, победил его "некоей хитростью", т. е. обманом, взял его в плен и отнял у него Коломну. Сын этого Даниила Юрий в 1303 г., напав на другого соседа, князя можайского, также взял его в плен и захватил можайский удел в самых верховьях р. Москвы, потом убил отцова пленника Константина и удержал за собой Коломну: теперь вся Москва-река до самого устья стала московской. Московский князь - враг всякому великому князю, кто бы он ни был: казалось, самая почва Москвы питала в ее князьях неуважение к прежним понятиям и отношениям старшинства. Даниил долго и упорно боролся с великими князьями, собственными старшими братьями, с Дмитрием переяславским, потом с Андреем городецким. Но по смерти Дмитрия он сблизился с добрым и бездетным его сыном Иваном и так подружился, что Иван, умирая в 1302 г отказал свой удел московскому своему соседу и младшему дяде помимо старших родичей. Даниил принял наследство и отстоял его от притязаний старшего брата, великого князя Андрея. Но враги старшинства, московские князья, были гибкие и сообразительные дельцы. Как скоро изменялись обстоятельства, и они изменяли свой образ действий. Татарский разгром надолго, на весь 13 век поверг народное хозяйство северной Руси в страшный хаос. Но с 14 в. расстроенные отношения здесь начали улаживаться, народное хозяйство стало приходить в некоторый порядок. С тех пор и московские князья, начав свое дело беззастенчивыми хищниками, продолжают его мирными хозяевами, скопидомными, домовитыми устроителями своего удела, заботятся о водворении в нем прочного порядка, заселяют его промышленными и рабочими людьми, которых перезывают к себе из чужих княжеств, толпами покупают в Орде русских пленников и на льготных условиях сажают тех и других на своих московских пустошах, строят деревни, села, слободы. С 14 в. можем следить за ходом этого хозяйственного домостроительства московских князей по длинному ряду их духовных грамот, начинающемуся двумя завещаниями третьего московского князя из Александрова племени - Ивана Калиты. Эти грамоты объясняют нам, почему к половине XV в. в северной Руси привыкли смотреть на московского князя как на образцового хозяина, на Московское княжество как на самый благоустроенный удел. Калита считался правителем, умевшим очистить свою землю от воров, водворить в ней общественную безопасность, давшего Русской земле "тишину велию и правый суд".

Вооружённые силы
Во время правления гетмана были расформировано большинство украинских воинских частей. Осталась только Запорожская дивизия. Для решения войсковой проблемы правительство Скоропадского принимает проект, разработанный ещё во времена Центральной Рады, про формирование 8 корпусов, 4 конных дивизий и других военных подразделений. Согласно с н ...

Изменение тактики
Петр I ликвидировал раздробленность центрального управления, создал четкую систему командования всем русским войском. Главная черта этой системы – сочетание строгой централизации управления с частной инициативой командиров всех уровней. Русские войска XVII века не привыкли к полевым сражениям, предпочитая отсиживаться за стенами крепос ...

Никита Павловец – «жалованный государев иконописец»
Постоянным придворным иконописцем Никита становится в относительно немолодом возрасте. О домосковском периоде работы доподлинных сведений очень мало, вообще его подлинные и датированные произведения известны только с 1670 года, поэтому считается, что в нижегородских собраниях икон Никиты Павловца нет. В вышеупомянутых «отказных книгах» ...