Заключение
Страница 1

Китайская империя, несмотря на обнаружившиеся в конце XVIII в. приметы нового династийного кризиса, была вполне способна не только разрешать возникавшие проблемы способами, неоднократно опробованными в истории китайской государственности, но и обеспечивать экономический рост (расширение посевных площадей, увеличение производимого продукта, рост населения, усложнение торговых связей и т.д.) С европейской точки зрения это был «рост без развития», если под развитием понимать усложнение технологических связей между человеком и природой, интенсификацию самих технологий и смену соответствующих этим процессам общественных форм. Другими словами можно сказать, что китайское общество нисколько не нуждалось в экономических или духовных ценностях западной цивилизации, и они могли быть только навязаны ему.

В этом и состоит драма китайской истории, к которой часто подходят с этической точки зрения. Более нравственно было бы, очевидно, если бы Восток и Китай как его часть были предоставлены самим себе, течению своею циклического времени. Но в этом случае капиталистический Запад перестал бы быть самим собой, да и история никогда не стала бы в полном смысле слова всемирной. В этом свете экспансия мирового капитализма на основе складывания мирового рынка предстает как «естественноисторический» процесс.

Западноевропейские и, прежде всего, английские торговцы упорно пытались отыскать товар, который был бы принят китайским рынком. В конце XVIII в. стали проступать очертания следующей конфигурации торговых связей на Дальнем Востоке. Англия поставляет ткани фабричного производства в Индию, индийские же товары поступают на китайский рынок. Однако китайский рынок не стремился принять не только английское сукно, но и индийский хлопок. И все же такой товар, в конечном счете, был найден — им оказался опиум, традиционным производителем которого (и экспортером в Китай) была держава Великих моголов еще до ее превращения в английскую колонию.

В конце XVIII в. опиекурение становится серьезной общественной проблемой, существование которой начинает признаваться правительственными кругами. Характерно, что эта губительная страсть охватила в первую очередь верхи китайского общества — чиновничество, а также тех, кто входил в «восьмизнаменную систему». Именно опиум как, пожалуй, наиболее удобный товар для торговли с Китаем был избран английскими купцами в качестве средства выравнивания торгового баланса между странами. Таким образом, с точки зрения коммерческих интересов англичан проблема была решена: серебро продолжало питать британскую экономику и при этом импорт из Китая продолжал расти.

Но возникшая ситуация имела и определенную нравственную сторону, что отчетливо осознавалось как на Западе, так и на Востоке. Торговля опиумом вполне справедливо рассматривалась общественным мнением и в самой Англии, и в Китае как аморальный, недостойный путь решения коммерческих проблем. Однако огромные прибыли, которые получали английские купцы, Ост-Индская компания и Британия в целом, заставляли продолжать торговлю наркотиком.

В деле опиеторговли были затронуты слишком могущественные коммерческие, а как следствие — политические интересы, чтобы ее добровольное прекращение со стороны англичан под давлением нравственных мотивов могло стать реальным. Единственной силой, способной прекратить эту торговлю, было китайское правительство, испытывавшее все большее беспокойство по поводу складывавшейся ситуации. С 40-х годов XIX века Китай становиться объектом колониальной экспансии Великобритании, Японии и Германии, США, которые в ходе агрессивных войн навязали Китаю ряд кабальных договоров, превративших его в полуколонию.

Страницы: 1 2

Александр II Освободитель
Вошёл в русскую историю как проводник широкомасштабных реформ. Удостоен особого эпитета в русской дореволюционной историографии — Освободи́тель (в связи с отменой крепостного права по манифесту 19 февраля 1861 года). Погиб в результате террористического акта, организованного партией «Народная воля». Первые шаги к отмене крепостног ...

Первые князья
Выжить наши далекие предки могли, только создав довольно прочную военную организацию, с помощью которой можно было отстоять свою независимость. Славяне в 6 веке жили в условиях военной демократии, поэтому воинами у них были все взрослые мужчины. Важные вопросы решались на собрании племен, или племенном вече. Большим уважением пользовал ...

Противостояние бандитизму
8 марта были оглашены результаты выборов Центрального Комитета партии. В числе избранных в ЦК был и Ф. Э. Дзержинский. Москву в те дни буквально терроризовали уголовные бандитствующие элементы. Они устраивали пьяные дебоши в общественных местах, совершали бандитские налеты на частные квартиры, среди бела дня раздевали и грабили людей на ...