Никита Павловец – «жалованный государев иконописец»
Постоянным придворным иконописцем Никита становится в относительно немолодом возрасте. О домосковском периоде работы доподлинных сведений очень мало, вообще его подлинные и датированные произведения известны только с 1670 года, поэтому считается, что в нижегородских собраниях икон Никиты Павловца нет.
В вышеупомянутых «отказных книгах» говорится, что в Павлове двор (место под жилым домом) иконников Никиты и его отца Ивана Ерофеева находился на нижнем посаде непашенной слободы, здесь же был и двор иконника Власа Ерофеева, возможно, брата Ивана. Кроме того, в документе записано, что Ивану Ерофееву принадлежали «лавка на дворе отворами на базарную сторону», вероятно, иконная, и полок (помост или стол для раскладки товара на продажу). С их лавки годового оброку взято 21 алтын (одна из самых высоких сумм списка), с полка – два алтына. Перед принятием нашего земляка на государеву службу его дарование было освидетельствовано жалованными царскими изографами во главе с самим Симоном Ушаковым, которые признали что «он, Микита, исконнаго художества в письме мастер добрый». За редкое умение изображать «святых лиц мелким письмом» ему положили ежегодное жалованье в 18 рублей, а также ржи, овса и поденного корма на два алтына в день. Через три месяца В.М.Хитрово добивается выделения Павловцу 70 рублей на «дворовую покупку», т.к. он «взят к Москве неволею и на вечное житье», и двора у него своего нет».
Так Никита Павловец стал «жалованным» (штатным) царским изографом. Следует при этом пояснить, что в Оружейной плате работали не только «жалованные», но и «кормовые» мастера. Ранг последних был ниже, они приглашались по очереди для выполнения отдельных государевых или церковных работ, оплачивались поденно и делились на три степени по мастерству. Из нижегородцев иконописцами Оружейной палаты числились также Петр Афанасьев, Ераст Прокофьев (балахнинец), митрополичьим иконником был Логинко Иванов.
Признанным главой изографов Оружейной палаты тогда был «Пимен Федоров сын зовомый Симон Ушаков», художник-реформатор, отстаивавший право живописца на реалистическое написание ликов и фигур, оставаясь при этом приверженцем исконных русско-византийских иконографических сюжетов. Кстати, в нижегородских «Памятниках церковных древностей» архимандрита Макария есть сообщение, что Воскресенскую церковь с. Павлово долгое время украшали, как вклад Черкасских, свыше десятка икон работы Симона Ушакова (среди них «Казанская икона Божией Матери» - «она особенно чтится жителями села Павлова и часто носится по домам для молебствия»), а старую соборную церковь – образа, выполненные Никитой Павловцем.
Общественный и
государственный строй Речи Посполитой. Общественный
строй Речи Посполитой
Сложная обстановка в стране, падение престижа Речи Посполитой как суверенного государства, усиление борьбы против феодального и национально-религиозного гнета вызвали определенные изменения в общественном строе.
Прежде всего, в обществе усилилось противостояние различных групп магнатов, магнатов и средней и мелкой шляхты, шляхты и меща ...
Чем питались динозавры
Как и современные животные, большинство динозавров делились на травоядных, хищников (плотоядных) и всеядных. Но как узнать, к какой группе относился тот или иной динозавр?
Обнаружить внутри окаменевшего скелета остатки последнего обеда динозавра удаётся очень редко, так что учёным приходится определять вкусы динозавров по другим приз ...
Македония от унитаризма к федерализму
В Македонии на многопартийных выборах в сентябре 1990 г. борьба развернулась между тремя политическими блоками: левым, во главе с Союзом коммунистов Македонии - Партией демократических преобразований (СКМ-ПДП), национально ориентированным, во главе с Всемакедонской революционной организацией - Демократической партией македонского национ ...