Хорватия борьба за границы
Страница 2

Наступил период затишья на фронте, длившийся до мая 1995 г. В этот период международными посредниками был разработан специальный план "Загреб-4" ("З-4"), предусматривавший предоставление автономии части территорий с сербским населением. Однако обе стороны были настроены непримиримо и этот план отвергли.

В мае и августе 1995 г. хорватская армия, не обращая внимания на присутствие международных миротворческих сил, провела две масштабные операции против хорватских сербов, приведших к фактической ликвидации Республики Сербская Краина. Сотни сербов были убиты, десятки тысяч бежали в сербскую часть Боснии и далее ― в Сербию. "Реинтеграция" в состав Хорватии последней сербской территории в Восточной Славонии была делом времени. Об этом было заключено специальное соглашение между Хорватией и сербскими властями Восточной Славонии.

Война, названная в Хорватии "отечественной", унесла жизни более 30 тыс. человек. Материальный ущерб от военных действий оценивался в 18,7 млрд долларов. Внешний долг Хорватии превысил за это время более 10 млрд долларов, безработица достигла уровня 20%. Война перекроила этническую карту Хорватии, ее покинуло около 280 тыс. сербов. Фактически Хорватия стала моноэтническим государством, в котором сербов осталось не более 4%.

В годы войны в Хорватии сложился режим личной власти Ф. Туджмана, а правящее Хорватское демократическое содружество полностью слилось с органами государственного управления. Такое положение сохранялось и в первые послевоенные годы. В 1997 г.Ф. Туджман, ставший харизматическим лидером, в третий раз (повторно в независимой Хорватии) был избран президентом страны. Однако применявшиеся им авторитарные методы правления, а также склонность к национализму не прибавляли Хорватии авторитета на международной арене, вызывали рост недовольства в обществе и самой правящей партии. Еще в 1994 г. в Хорватском демократическом содружестве произошел первый раскол.

Одновременно интеграционные процессы наблюдались в лагере оппозиции. В 1998 г. было заключено коалиционное соглашение между Социал-демократической партией Хорватии и Хорватской социально-либеральной партией, к которому присоединились и некоторые региональные партии. Целью коалиции была победа на парламентских выборах осенью 1999 г. Но в связи с тяжелой болезнью президента Ф. Туджмана они были перенесены на январь 2000 г.

Заметные изменения в политической жизни Хорватии начались только после смерти Ф. Туджмана в декабре 1999 г. Кончина бессменного лидера оказалась для ХДС тяжелым ударом, поддержка партии избирателями существенно сократилась. На парламентских выборах 2000 г. победила оппозиционная коалиция, обойдя ХДС почти на 17% мандатов. В состав коалиционного правительства большинства вошли 5 партий, что обеспечило ему поддержку 90 из 151 депутата сабора. Его возглавил лидер социал-демократов Ивица Рачан. Президентские выборы выиграл Стипе Месич, в свое время последний президент СФРЮ и до 1994 г. один из лидеров Хорватского демократического содружества. К моменту выборов он с ним разорвал и возглавлял небольшую Хорватскую народную партию.

Основное внимание коалиционное правительство обратило на проведение необходимых реформ в экономике, чтобы окончательно придать ей рыночный характер, а также в политике. Целью политических преобразований стала замена президентской системы правления парламентской. Парламентом были подготовлены и приняты в ноябре 2000 г. многочисленные поправки к конституции 1990 г., существенно ограничивавшие права президента в пользу палаты депутатов. К числу его прямых полномочий теперь относятся объявление выборов в парламент и созыв его первого заседания, поручение миссии формирования правительства лицу, пользующемуся необходимой поддержкой сабора, помилование осужденных и награждение государственными знаками отличия. Вместе с правительством он участвует в определении направлений и проведении внешней политики, является верховным главнокомандующим вооруженными силами, по решению парламента объявляет войну и заключает мир. Президент обладает ограниченным правом роспуска парламента в случае вынесения им вотума недоверия или неспособности в течение 120 дней утвердить государственный бюджет. В марте 2001 г. была упразднена палата жупаний. Представительство от национальных меньшинств в саборе было увеличено с 5 до 9 человек.

На парламентских выборах в ноябре 2003 г. вновь победило Хорватское демократическое содружество, которое к этому времени претерпело заметную эволюцию и отошло от прежних радикальных позиций в национальном вопросе. Правительство сформировал лидер ХДС Иво Санадер. В январе 2005 г. в Хорватии прошли очередные, уже четвертые в независимом государстве, президентские выборы. Во втором туре победу вновь одержал 70-летний С. Месич. Движение в направлении парламентской республики и развития демократических институтов положительно сказалось на инвестиционном климате Хорватии и привело к повышению интереса западных компаний к инвестициям в ее экономику. По-прежнему большой популярностью, особенно в Германии и России, пользуются хорватские курорты. Международный туризм - одна из наиболее прибыльных отраслей хорватской экономики. Страна переживает период экономического роста, постепенно повышается благосостояние граждан. Как и правительства большинства стран региона, хорватское руководство уже в период борьбы за независимость стало однозначно ориентироваться на государства Западной Европы и США. Война, многочисленные преступления против гражданского населения, совершенные хорватскими военными, несколько охладили эти отношения. На похороны Туджмана в декабре 1999 г. не приехал ни один из лидеров стран Евросоюза. С приходом к власти правительства И. Рачана курс на вступление Хорватии в общеевропейские институты приобрел реальные очертания. В 2000 г. она стала членом натовской программы "Партнерство ради мира", являющейся своеобразным "подготовительным классом" для вступления в НАТО. В 2005 г. Загребу разрешили начать переговоры о вступлении в Европейский союз. Хорватия присоединилась к Центрально-европейской инициативе, Пакту стабильности для Юго-Восточной Европы, является членом ряда других региональных международных организаций. В последнее время ее руководителями уделяется много внимания налаживанию добрососедских отношений с соседними государствами, в том числе с Сербией.

Страницы: 1 2 

V этап
Динамичному развитию Руси под руководством талантливых князей суждено было прерваться на несколько веков – веков, в которые царили произвол монголо-татар и княжеские междоусобицы. Трудно было вырваться из болота, в которое затянули Русь два этих фактора. Но наше государство все-таки пришло к объединению, и заслуга в этом принадлежит мос ...

Централизация власти в Северо-восточной Руси
Жизнь сына Дмитрия Донского, полная тяжких испытаний и тревог подходила к концу. Василий уходил из жизни в тревожные для Москвы и общерусского дела время. 27 февраля 1425 года, после 36 лет княжения, Василий I Дмитриевич скончался, оставив после себя на княжение 9-ти летнего сына Василия II Васильевича. И хотя княжение Василия II обеща ...

Предыстория
После ратификации японским парламентом 28 апреля 1952 г. Сан-францисского мирного договора МИД Японии потребовал прекращения функционирования Представительства СССР при Союзном командовании в Токио, поскольку Советский Союз отказался подписать договор в Сан-Франциско. Японское правительство под нажимом со стороны США, добившихся от Япон ...