Развитие ВЧК (середина 1918-1922 гг.)

ВЧК с самого начала рассматривалась не только как орудие борьбы с контрреволюцией, но, прежде всего, как важнейших орган власти большевистской партии, средство реализации ее идеологической доктрины. Создание ВЧК явилось одним из важнейших проявлений развертывавшейся "красногвардейской атаки на капитал". Учреждение ВЧК мыслилось В.И. Лениным в едином контексте не только с резким ужесточением борьбы с контрреволюционерами и саботажниками, но и с организацией тотального контроля над "лицами, принадлежащими к богатым классам", всеми государственными служащими и подготовкой введения всеобщей трудовой повинности. Эти меры, в свою очередь, являлись для Ленина необходимыми и важнейшими шагами в его попытке непосредственного введения социализма, предпринятой зимой - весной 1917 - 1918 года.

В.И. Ленин не хотел чрезмерного усиления любого органа исполнительной власти, поэтому неоднократно подчёркивал необходимость деятельности ВЧК под строжайшим контролем ВЦИК, СНК и ЦК РКП(б). Он говорил, что чекисты обязаны поддерживать тесную связь с местными комитетами и ячейками РКП(б) и всеми коммунистами, которых он считал опорой ЧК в первую очередь. Поэтому Ленин разработал принципы, формы и методы партийного руководства этой службой, подбора и воспитания кадров, общего отношения как к элитарному учреждению, которые явились причиной зависимого места ВЧК в аппарате управления страной. Но абсолютно подконтрольным органом ВЧК не являлась. Государство поддерживало Комиссию, поощряло изменения, которые оптимизировали ее работу на благо общего дела. Постепенно она получала полномочия некоторых упраздненных организаций, рос ее численный состав, эффективность работы и влияние. Таким образом, ВЧК за время своего непродолжительного существования активно расширялась и реформировалась.

Племя и род
К 5-6 вв. у восточных славян сложились крупные союзы племён: поляне, дреговичи, вятичи, кривичи, северяне, полочане, словенеильменские и другие. Их объединял общий язык, обычаи и верования. Краткие, но ясные указания на быт славян впервые встречаем у Тацит (Тацит Корнелий – римский историк конца 1 – начала 2 в): сравнивая славян с народ ...

Земская, городская, судебная, военная реформы, реформы просвещения.
Земская и городская реформы. К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным хозяйством. Крестьяне не знали элементарных правил гигиены. Народное образование находилось в зачаточном состоянии. Отдельные помещики, содержавшие для своих крестьян школы, закрыли их сразу же после отмены крепостного права. О прос ...

Роль Русской православной церкви в образовании единого Российского государства
Возникновение идеологии «Москва – третий Рим» Начиная с царствования Иоанна III, в Московском государстве начала вызревать идеология, согласно которой, вследствие политического падения Византии, единственным оплотом вселенского православия становилась Москва, которая получала достоинство Третьего Рима. Данная теория утверждала историче ...