Российское Общество накануне реформ. Необходимость преобразований. Борьба либерализма и консерватизма.
Страница 3

История » Буржуазные реформы второй половины XIX в. » Российское Общество накануне реформ. Необходимость преобразований. Борьба либерализма и консерватизма.

В истории общественно-политической мысли России ХIХ в. занимает особое место. В эти годы очень быстрыми темпами шло разрушение феодально-крепостнической системы и утверждение капитализма. Однако представления о путях перемен у самодержавия и различных политических сил существенно отличались. В соответствии с этим рельефно выделяются три основных течения в развитии общественно-политической мысли: консервативное, либеральное и революционное. Консерваторы стремились сохранить основы существующего строя. Либералы оказывали робкое давление на прави­тельство с целью заставить его пойти на проведение реформ. Революционеры добивались глубоких перемен путем насильст­венного изменения политического строя страны. Изучая весь спектр прогрессивных, демократических, революционных сил, необходимо подчеркнуть такую особенность общественного движения в начале XIX в., как доминирование дворянства. Это объясняется, прежде всего, тем, что в среде дворянства сформи­ровалась интеллигенция, которая начала осознавать необходи­мость политических преобразований в стране и выдвигать кон­кретные политические доктрины.

Русская буржуазия в эти годы не участвовала активно в об­щественном движении, потому что была поглощена накопле­нием капитала. Ей нужны были не политические реформы, а административно-законодательные меры, способствовавшие становлению капитализма. Русскую буржуазию вполне устраи­вала экономическая политика царизма, направленная на его развитие. Словом, политическая дееспособность русской бур­жуазии намного отставала от ее экономической мощи. Она вступила в политическую борьбу в то время, когда активную роль в общественно-политической борьбе уже играл россий­ский пролетариат, создавший свою политическую партию.

В условиях реакции и репрессий против революционной идеологии широкое развитие получает либеральная мысль. В размышлениях об исторических судьбах России, настоящем и будущем родились два важнейших идейных лечения 40-х гг. XIX в. — западничество и славянофильство. И западники, и славянофилы были горячими патриотами, критиковали николаевскую Россию, твердо верили в будущее своей страны. Особенно резко они выступали против крепост­ного права. Но западники и славянофилы расходились в поис­ках путей дальнейшего развития России. Последние не призна­вали современную им Европу, считая, что западный мир изжил себя. Огромной ценностью для России, по их мнению, явля­лась православная религия в противовес рационалистическому капитализму. В этой связи особое внимание славянофилы уде­ляли деревне, считая, что крестьянство несет в себе основы высокой нравственности. Великую нравственность они видели в крестьянской общине с ее сходками, традиционной справедливо­стью, коллективными решениями, в соответствии с обычаями и совестью. В русской же промышленности крестьянской общине соответствовала, по мнению славянофилов, артель.

Славянофилов иногда относят к политической реакции в силу того, что основы их учения содержали три принципа официальной народности». Но не следует забывать, что славя­нофилы старшего поколения в их содержание вкладывали другой смысл. Под православием они понимали свободное со­общество верующих христиан, а самодержавное государство рассматривали как внешнюю форму, которая дает возможность народу посвятить себя поискам «внутренней правды». Однако справедливости ради отметим, что славянофилы защищали самодержавие и не придавали большого значения делу политической свободы. В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности.

Западники в отличие от славянофилов русскую самобытность оценивали как отсталость. Они считали, что длительное время Россия находилась как бы вне исторического развития, только Петр I ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников — начало движе­ния страны во всемирную историю. Западники считали, что Россия, как и Западная Европа, идет тем же историческим путем, именно поэтому она должна заимствовать у нее опыт. По их мнению, важнейшая задача состояла в том, чтобы добиться освобождения личности и создать государство и общество, обеспечивающее эту свободу. Силой, способной стать двигателем прогресса, западники считали «образованное меньшинство».

Страницы: 1 2 3 4

Причины и предпосылки Смутного времени и его начало
Семнадцатое столетие в истории нашей страны — переломное, бурное время заката Средневековья. Современники называли его "бунташным". Россия переживет крестьянскую войну — первую в своей истории, череду городских восстаний, "медный" и "соляной" бунты, выступления стрельцов, конфликт церкви и светской власти, ...

Голлизм и образование Пятой республики
Социально- экономическое развитие Франции в период президентства С приходом к власти де Голля был совершен новый Иповорот к практике дирижизма. Де Голль считал, что абсолютизация принципа экономического либерализма является одной из причин стагнации общественного развития. Голлистская экономическая концепция признавала приоритет стихийн ...

Монгольское войско. Миниатюра из «Сборника летописей» Рашид-ад-дина. 1301-1314 гг.
У монголов ещё до XIII в. сложились раннефеодальные отношения. Уже в XII в. в каждом монгольском племени существовал могущественный слой кочевой знати — нойоны. Ханы, стоявшие во главе племён, из простых племенных вождей становились царьками, выражавшими и отстаивавшими интересы феодализирующейся кочевой знати. Земли, пастбищные угодья ...