Российское Общество накануне реформ. Необходимость преобразований. Борьба
либерализма и консерватизма.Страница 3
В истории общественно-политической мысли России ХIХ в. занимает особое место. В эти годы очень быстрыми темпами шло разрушение феодально-крепостнической системы и утверждение капитализма. Однако представления о путях перемен у самодержавия и различных политических сил существенно отличались. В соответствии с этим рельефно выделяются три основных течения в развитии общественно-политической мысли: консервативное, либеральное и революционное. Консерваторы стремились сохранить основы существующего строя. Либералы оказывали робкое давление на правительство с целью заставить его пойти на проведение реформ. Революционеры добивались глубоких перемен путем насильственного изменения политического строя страны. Изучая весь спектр прогрессивных, демократических, революционных сил, необходимо подчеркнуть такую особенность общественного движения в начале XIX в., как доминирование дворянства. Это объясняется, прежде всего, тем, что в среде дворянства сформировалась интеллигенция, которая начала осознавать необходимость политических преобразований в стране и выдвигать конкретные политические доктрины.
Русская буржуазия в эти годы не участвовала активно в общественном движении, потому что была поглощена накоплением капитала. Ей нужны были не политические реформы, а административно-законодательные меры, способствовавшие становлению капитализма. Русскую буржуазию вполне устраивала экономическая политика царизма, направленная на его развитие. Словом, политическая дееспособность русской буржуазии намного отставала от ее экономической мощи. Она вступила в политическую борьбу в то время, когда активную роль в общественно-политической борьбе уже играл российский пролетариат, создавший свою политическую партию.
В условиях реакции и репрессий против революционной идеологии широкое развитие получает либеральная мысль. В размышлениях об исторических судьбах России, настоящем и будущем родились два важнейших идейных лечения 40-х гг. XIX в. — западничество и славянофильство. И западники, и славянофилы были горячими патриотами, критиковали николаевскую Россию, твердо верили в будущее своей страны. Особенно резко они выступали против крепостного права. Но западники и славянофилы расходились в поисках путей дальнейшего развития России. Последние не признавали современную им Европу, считая, что западный мир изжил себя. Огромной ценностью для России, по их мнению, являлась православная религия в противовес рационалистическому капитализму. В этой связи особое внимание славянофилы уделяли деревне, считая, что крестьянство несет в себе основы высокой нравственности. Великую нравственность они видели в крестьянской общине с ее сходками, традиционной справедливостью, коллективными решениями, в соответствии с обычаями и совестью. В русской же промышленности крестьянской общине соответствовала, по мнению славянофилов, артель.
Славянофилов иногда относят к политической реакции в силу того, что основы их учения содержали три принципа официальной народности». Но не следует забывать, что славянофилы старшего поколения в их содержание вкладывали другой смысл. Под православием они понимали свободное сообщество верующих христиан, а самодержавное государство рассматривали как внешнюю форму, которая дает возможность народу посвятить себя поискам «внутренней правды». Однако справедливости ради отметим, что славянофилы защищали самодержавие и не придавали большого значения делу политической свободы. В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности.
Западники в отличие от славянофилов русскую самобытность оценивали как отсталость. Они считали, что длительное время Россия находилась как бы вне исторического развития, только Петр I ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников — начало движения страны во всемирную историю. Западники считали, что Россия, как и Западная Европа, идет тем же историческим путем, именно поэтому она должна заимствовать у нее опыт. По их мнению, важнейшая задача состояла в том, чтобы добиться освобождения личности и создать государство и общество, обеспечивающее эту свободу. Силой, способной стать двигателем прогресса, западники считали «образованное меньшинство».
Военное обучение
Военное обучение Петр I возложил на Автомона Головина и Адама Вейде. Обучение офицеров и солдат проводилось уже не по ратному обычаю (как в XVII веке), а по «артикулу», по единому строевому уставу. Таким уставом было составленное Автомоном Головиным «Строевое положение 1699 года». Позже оно было дополнено «Учением для гренадеров», котор ...
Противостояние Новгорода
Ивану Васильевичу шел двадцать третий год, когда он стал Великим Князем. К концу жизни Иван III сосредоточил в руках необъятную власть, которой не обладал ни один европейский государь.
Эпоха Ивана III – эпоха сложнейшей работы русской дипломатии, эпоха укрепления русского войска, необходимого для обороны Русского государства. Первым за ...
Внешняя политика России во второй половине XIX века
Основные направления и общий характер внешней политики России во второй половине 19 века во многом определялось событиями середины столетия - поражением в крымской войне. После завершения войны перед Россией встала сложнейшая задача выходы из изоляции, поиска союзников, восстановление своего перста на международной арене. Сразу после за ...