Ордынская политика в РоссииСтраница 2
1288 год – рать в Рязанской, Мурманской и Мордовской землях.
1293 год – «Дедюнева рать» опустошила все крупные города, вплоть до Волока-Ламского.
1297 год – еще одна рать.
На самом деле такая массовая агрессия была вызвана не столько попыткой некоторых русских князей противостоять Орде, сколько политическими процессами в самой Орде, начавшей переживать период распада. Отражением его и было превращение Северо-восточной Руси в своеобразный полигон столкновений внутри ордынских сил. Улусы бывшей империи после переезда в Пекин правителей Каракорума приобрели самостоятельность, что привело за собой усиление их соперничества между собой. Ярким примером этих процессов стал Ногай, бывший тёмник, фактически завладевший устьем Дуная и Галицко-Волынским княжеством. Долгое соперничество Ногая и хана Менту-Темира закончилось только в 1300 году, но еще до этого многим стало ясно, что Орда распадается. Преемник умершего в 1280 году Менту-Темира хан Тахта сделал внешнеполитический курс еще более последовательным в отношении Руси.
В истории Руссой земли наступил новый этап, ознаменованный не только длинным противоборством Московского и Тверского княжеств, но и выходом их противоборства на общерусскую политическую арену. В это время в политической тактике Волжской Орды появился новый прием, заключавшийся в использовании противоборства между крупными государствами, в нашем случае между Владимирским и Литовско-Русским княжествами. Политическое влияние Орды стало проявляться в постоянной смене и натравливании князей друг на друга, постоянном усилении слабых и ослаблении сильных. Экономика Северной Руси, разрушенная еще при Батые переживала процесс длительного становления, утяжеленного к тому же постоянными поборами в виде дани и просто разбойничьих набегов. Но, тем не менее набиравшая в 60–70-х годах политические и военные силы Русь готовилась к схватке с Ордой, всё еще сохранившей свой политический и военный потенциал.
После падения Ногая правители Волжской Орды искали пути преодоления сложившейся разобщенности русских городов, для этого был нужен общерусский центр, расположившийся бы на Волжском пути, что поднимало бы еще и его экономическое значение. На роль этого центра претендовали Тверь и Москва, Рязань и Нижний Новгород. «Отношения к враждебным соседям ложится всею тяжестью на пограничные области Великороссии, вызывая их на самостоятельную организацию местных сил и политическую деятельность.
…Тверь берет на себя, ради местных своих интересов, борьбу с Литвой, защиту Новгорода, поддержку западных торговых и культурных сношений. Рязань обороняет свои пределы от беспокойного степного соседства, отстаивая для русских поселений южные границы лесной полосы в бассейне верхнего Дона… Нижний Новгород стянул к себе обломки прежнего суздальского княжества, ради борьбы с немирными иногородцами и поволжскими татарами за торговые и колонизационные пути.» Тверской князь Михаил ищет союз с переехавшей в 1300 году во Владимир церковью, и под ее эгидой захватить Великий Новгород и Нижний, Владимир и Переяславль. Попытка эта была устранена сопротивлением Москвы и Новгорода Великого. В это время Рязань теряет Коломну и другие загорские волости, отнятые Москвой.
«Историческая роль Москвы определена, прежде всего этим ее политико-стратегическим значением. Неизбежное боевое напряжение…
Усиливало центростремительные тенденции великорусской силы, определило объединение Великороссии вокруг Москвы и самый характер ее политической организации, построенной на подчинении всех общественных сил и всех средств страны властному, неограниченному распоряжению центрального великокняжеского правительства.» Московские князья осознавали, что это борьба за усугубление и полное осуществление стародавних притязаний на патриархальную власть.
Выводы
Таким образом, экономические преобразования имели противоречивые итоги. Наряду с формированием рынка труда, товаров, жилья и т.п., был сделан шаг в сторону реструктуризации народного хозяйства, что привело к тому, что целые отрасли оказались бесперспективными. Кроме того, многолетнее отсутствие в советской экономике внутренней и внешней ...
Этические
воззрения
Этические воззрения Ш. составляют главное содержание большинства его сочинений. Этические концепции в духе романтизма изложены в «Монологах». Основными принципами являются здесь индивидуальность и духовная свобода. Каждое отдельное лицо имеет особую этическую ценность, как выражение человеческой природы совершенно определенным и самобыт ...
Идеология
Народничество представляет особую разновидность утопического социализма, свойственную странам с преобладанием сельскохозяйственного производства и крестьянского населения, со слабым развитием промышленности. Ко времени зарождения народничества в передовых странах Европы капитализм уже достиг той стадии развития, когда обнаружились корен ...