Столкновения Китая с Японией
Страница 1

Начатый Францией процесс отторжения от Китая государств, пускай формально, но признававших его сюзеренитет, был продолжен Японией. В середине XIX в. Япония, пострадавшая не в меньшей степени, чем Китай, от иностранной агрессии, после «Реставрации Мэйдзи» (1868) встала на путь последовательных реформ по западному образцу. Это позволило ей в конце XIX в. претендовать на роль колониальной державы в дальневосточном регионе.

Внимание японского правительства привлекала Корея, являвшаяся традиционным объектом японской экспансии. Однако в Японии понимали, что попытка захвата Кореи неизбежно приведет к конфронтации с Китаем.

Первые столкновения между Китаем и Японией из-за Кореи относятся к 80-м гг. XIX в. В 1882 г. в Корею были введены как китайские, так и японские войска под предлогом борьбы с антиправительственными выступлениями в этой стране. Осенью 1884 г. в Корее группировка реформаторски мыслящих сановников двора, придерживавшихся прояпонской ориентации, совершила попытку государственного переворота. Его цель состояла в устранении верховного правителя, который противился реформам и которого поддерживал цинский Китай. Это привело к столкновению между китайскими и японскими войсками, фактически поддерживавшими заговорщиков. Во главе китайских войск, в этот период сумевших одержать верх над японцами, стоял молодой генерал Юань Шикай, которому в будущем было суждено сыграть весьма видную роль в китайской истории.

Несмотря на то, что попытка переворота была подавлена, Китай был вынужден пойти на переговоры с Японией. Причина состояла в том, что, оправившись от неудачи, Япония высадила на корейском побережье мощный экспедиционный корпус. В апреле 1885 г. между Китаем и Японией было заключено соглашение, в соответствии с которым Корея, в сущности, превращалась в протекторат своих более могущественных соседей. Обе стороны согласились вывести свои войска с территории Кореи, при этом было оговорено, что, если одна из держав сочтет необходимым вновь послать их, она должна предупредить об этом противную сторону.

События, происшедшие весной 1894 г., почти полностью повторили события десятилетней давности. Начавшееся в Корее восстание заставило правительство обратиться за помощью к цинскому Китаю, который, правда без особой готовности, откликнулся на нее. Предупрежденные о том, что китайские войска посланы в Корею, японцы также отправили туда экспедиционный корпус, значительно превосходивший по численности китайские войска.

Ли Хунчжан, как обычно, возглавивший переговоры с цинской стороны, стремился во что бы то ни стало избежать прямого военного столкновения с Японией, однако Япония упрямо стремилась к конфликту. В июле 1894 г., не получив согласия Китая на совместное проведение в Корее политики реформ, японцы приступили к осуществлению своего плана, начав с ареста корейского правителя, что означало не что иное, как начало государственного переворота.

Ли Хунчжан, видимо, рассчитывал главным образом на вмешательство европейских держав в данной ситуации, надеясь, что они воспротивятся установлению единоначального японского контроля над Кореей. Японцы же тем временем открыли военные действия против Китая. Ими был потоплен транспорт с китайскими солдатами, отправленный для усиления группировки, дислоцированной в Корее (в результате погибло более 1 тыс. человек), и атакованы китайские войска, расположенные вблизи Сеула.

После того как японцы фактически развязали войну с Китаем, обе стороны в августе были вынуждены официально объявить о ней. Развернувшиеся осенью 1894 г. на территории Кореи

боевые действия между сухопутными частями быстро привели к полному разгрому китайских войск и их паническому бегству на китайскую территорию. Тогда же японцами было нанесено тяжелое поражение китайской Северной эскадре, составленной из самых современных судов, построенных при помощи иностранцев. В октябре военные действия были перенесены на территорию Китая — китайским войскам было нанесено поражение на берегу пограничной реки Ялу. После этого японское наступление развернулось в направлении крупнейщих китайских военно-морских баз на севере — Люйшуня и Даляня, которые вместе со всем вооружением и оснащением почти без боя были захвачены Японией. В начале 1895 г. японцы высадили многочисленный десант в районе г. Вэйхайвэй (пров. Шаньдун), являвшегося базой Северной эскадры, остатки которой укрылись здесь после понесенного поражения. И сам город, и эскадра также были захвачены японцами, не встретившими сколько-нибудь серьезного сопротивления. Это было полное и сокрушительное поражение Китая.

Рассматривая в качестве вполне реальной угрозу продвижения японских войск в направлении столицы, цинское правительство решило пойти на переговоры, результатом которых могли быть только новые уступки Японии. Представителем Китая на переговорах вновь был назначен Ли Хунчжан. Местом обсуждения положений мирного договора стал японский город Симоносеки. Здесь в апреле 1895 г. и завершились переговоры. Требования Японии были явно неприемлемы для Китая — японская сторона настаивала на выплате огромной контрибуции (300 млн лянов), оккупации Мукдена, превращении Пекина в город, открытый для иностранной торговли, передаче Японии Тайваня, Пескадорских островов, Ляодунского полуострова. Япония также требовала признать независимость Кореи и открыть для японских торговцев внутренние районы Китая.

Страницы: 1 2

Паспорта в сельских местностях
Согласно постановлениям Совнаркома СССР №57/1917 от 27 декабря 1932 и №861 от 28 апреля 1933, в сельских местностях паспорта выдавались только в совхозах и на территориях, объявленных «режимными». Остальные сельчане паспортов не получили. Формально закон определял, что если лица, проживающие в сельских местностях, выбывают на длительное ...

Иван Грозный и укрепление централизованного государства. Реформы и опричнина
События отечественной истории середины XIV в. являются важным этапом в процессе формирования централизованного государства. К началу XIV в. Москва завершила объединение русских земель. Но годы "боярского правления" после смерти великого князя Василия III ослабили русское государство. В 1547 г. семнадцатилетнего великого княз ...

Обучение на Руси
Становление и развитие Отечественной системы обучения тесно связано с многовековым укладом истории нашей страны. Во все времена обучение являлось непременным условием ориентации человека в окружающем мире, способом формирования его взаимодействия с людьми и природой, возможностью включения в социально- экономическую и культурную жизнь н ...