Отношение к крепостному праву:

История » Законодательная деятельность Екатерины II » Отношение к крепостному праву:

Какие бы свободолюбивые идеи ни исповедовала Екатерина II, как бы ни было велико её желание искоренить в России "крепостное рабство", пойти на радикальные меры она не решалась. Императрица понимала, что тем самым противопоставит себя опоре трона - дворянству, не готовому поступиться собственными привилегиями. Она пыталась действовать окольными путями и предложила членам российского Вольного экономического общество публично обсудить положение крестьян, надеясь заставить своих подданных хотя бы осознать политическую опасность и аморальность крестьянского права. Екатерина допустила обсуждение этого вопроса не только в правительственных кругах, но и в сфере общественной жизни. Таким образом, именно в век Екатерины общественная мысль обратилась к теоретическому обсуждению крепостного права.

Екатерина предпринимала более решительные меры и на практике. Она запретила свободным людям и отпущенным на волю крестьянам вновь вступать в крепостную зависимость. По её распоряжению для вновь учреждённых городов правительство выкупало крепостных крестьян и обращало их в горожан. Дети крепостных, принятые на государственное попечение в воспитательные дома, становились свободными. Екатерина готовила указ, согласно которому дети крепостных, родившиеся после 1785 года, считались вольными. Мечтала она осуществить и другой проект - он привёл бы к постепенному освобождению крестьян при переходе имений из одних рук в другие. Но опубликован этот проект не был, так как императрица опасалась дворянского недовольства. Кроме того, при всём своём свободолюбии и пристрастии к республиканским идеалам Екатерина II никогда не собиралась ограничивать государственную власть монарха: она рассчитывала на те огромные возможности, которые предоставляли ей положение самодержицы для проведения в стране реформ, и совсем не желала рисковать троном из-за возмущения дворянства, которое было бы лишено своего главного богатства - крепостных крестьян.

Государство и общество древнего Востока. Социальная структура свободного населения
Вавилонское общество того состояло из полноправных свободных граждан (авилум), владевших недвижимой собственностью на правах членства к какой либо (городской или сельской общине), на лиц с ограниченными юридическими и политическими правами (мушкенум), не имевших недвижимой собственности, но получивших от государства за службу или работу ...

История философии
Большое значение для философского образования в Германии имели многочисленные труды Шлейермахер по истории философии, в особенности его превосходные переводы Платона. Мировоззрение Ш., рассматриваемое как философская система, имело лишь преходящее и по существу маловажное значение. Отсутствие самобытных и достаточно ясных философских пр ...

Кризис организации труда
Наблюдалось нарастающее доминирование уравниловки в оплате труда. Если в 1946 г. соотношение между 10% трудящихся, что получили наивысшие, и 10%, что имели самые низкие заработки, составляло в 1:7,2, 1956 г. — 1:4,4, то в 1988 г. — 1:3,5. Следовательно, защитная функция заработной платы преобладала над стимулирующей, что не способствова ...