Никита Павловец – сын Ивана Ерофеева. Детство и начало творческой деятельности
Образ отца часто возникал в памяти Никиты, когда того не было рядом. Он всегда видел его сгорбленную спину над большими и малыми досками, которым под рукой мастера суждено было становиться святынями. Слева от иконописца лежали бумажные листы прописей с изображениями святых, а справа – кисти в поставце и множество горшочков с разведенными красками. Для Никиты это был особый мир со своим запахом, сосредоточенной тишиной и волшебными превращениями. Наблюдать за руками отца Никита мог часами. Долгие вечера выстаивал отец его перед лампадой на коленях, шепча молитвы и неоднократно кланяясь перед началом росписи каждой новой цки (доски).
С детства Никита был приучен к аккуратности. Бедность, в которой они с отцом жили, сказалась на его добром характере, усидчивости, трудолюбии и ответственности.
С трех лет Никита помогал отцу растирать краски в медной ступке и разводить их на яичном желтке в глиняных цветных горшочках. Иногда отец позволял ему брать серебряную палочку, заставляя многократно повторять на бумаге плавные линии прописей.
Только через много лет занемогший от простуды иконописец, чтобы выполнить в срок заказ, разрешил Никите покрыть охрой фон уже написанной иконы Бориса и Глеба, а заодно и прописать лещадки (плиты, тонкие квадратные кирпичи для выстилки полов). Тогда Никите было девять лет и он выполнил все столь усердно, что наблюдавший за его работой отец прослезился, увидев в этом чудо рождения нового мастера.
Иван Ерофеев сам был искусным иконописцем и, безусловно, хотел, чтобы его талант передался и сыну. До этого момента никогда не позволял он Никите писать за него иконы. Но вот обстоятельства вынудили отца переложить часть работы на сына, доверить ему закончит икону в срок. Каково же было его восхищение, когда он увидел именно то, что хотел. Уроки, которые он давал сыну, не прошли даром. Маленький мальчик помнил все и воплотил свои знания в своей первой, написанной совместно с отцом иконе.
Начинать всегда трудно. Но для Никиты все было интересно и необычно, тем более в первый раз.
С тех пор Никита часто дописывал за отцом фоны икон, нередко прописывал кружевной узор одежд, хотя знаменовал образы и писал лики святых по-прежнему старший мастер.
Великая французская революция и Британия
Великая французская революция, развернувшаяся в 1789 г. и последовавшие за нею войны вызвали неоднозначную реакцию британской общественности, но Британия вплоть до 1793 г. соблюдала нейтралитет по отношению к Франции, с изумлением, трепетом и неким почтением наблюдая за той драмой, которая разворачивалась в ней. Большая часть общественн ...
Усиление антифеодальной борьбы народных масс. Антифеодальные
движения на Левобережье, Слобожанщине и Запорожье
Угнетение народных масс казацкой старшиной было основной причиной обострения классовой борьбы. Ее формы оставались теми же, что и раньше: подача жалоб, отказ отрабатывать повинности, побеги и, наконец, вооруженные восстания.
Уже в конце 50-х годов XVII в. на Левобережье Украины и Запорожье резко обострились социальные противоречия. Вос ...
Зарождение партизанского движения
Программа развертывания партизанского движения была изложена в директиве ЦК ВКП (б) и Совнаркома, принятой 29 июня 1941 года. В ней определялись характер партизанской борьбы, основные ее задачи. Для развертывания борьбы в тылу интервенционистских войск директива рекомендовала использовать все формы и средства: вооруженные партизанские с ...