Реформа церкви и ликвидация патриашерства.
Страница 2

История » Петровские реформы и начало модернизации российского общества » Реформа церкви и ликвидация патриашерства.

Укрепление абсолютной монархии.

Реформы Петра I ознаменовали оформление абсолютной монархии в отличие от классической западной, не под влиянием генезиса капитализма, балансирования монарха между феодалами и третьим сословием, а на крепостническо-дворянской основе.

Петровское законодательство отличалось от предыдущего более высоким уровнем обобщения и более четкой схемой и последовательностью.

Публично-правовые принципы абсолютизма – это основные начала абсолютизма, основы государственного строя. Переход к абсолютизму, как уже отмечалось выше, означал, прежде всего, отмирание сословно-представительных органов. Земские соборы уходят в прошлое. В начале своей реформаторской деятельности Петр I окончательно упраздняет Боярскую Думу. Но переход к абсолютизму не сводился лишь к освобождению царя от каких-либо сдерживающих сил. Переход к абсолютизму, его расцвет означали перестройку государственного аппарата. В связи с этим необходимо рассмотреть правовое положение императора как главы государства.

Один из принципов абсолютизма – расширение полномочий императора. Императоры обладали более широкими полномочиями, чем цари периода сословно-представительной монархии. В законодательной области только императору принадлежало право издания законов. Он обладал высшей административной властью в стране и ему подчинялись все органы государственного управления. Император также был главой судебной власти. Все приговоры и решения судов выносились от его имени. Ему принадлежала высшая церковная власть, которую он осуществлял, через специально созданное учреждение – Синод. Должность главы русской православной церкви – патриарха была упразднена.

Петр I внес изменения в порядок наследования императорского престола. До него царский престол переходил от отца к сыну. В XVII в., если не было законного наследника, то царя мог избрать Земский собор. Однако Петр считал такой порядок не соответствующим идее неограниченной монархии и полагал, что если наследник не достоин престола, император может назначить своим преемником другое лицо по своему усмотрению. Петр воплотил эту идею в «Уставе о наследовании престола». Поводом к изданию Устава было сопротивление царевича Алексея реформаторской деятельности Петра.

Итак, абсолютизм базировался, во-первых, на неограниченной власти монарха, а, во-вторых, коренным преобразованием в абсолютистской традиции стал «Устав о наследовании престола».

Страницы: 1 2 

Культурное развитие
Несомненно большое влияние на развитие болгарской книжности времени Симеона оказала византийская литература. Переводились сочинения древнегреческих и византийских авторов, историков, богословов, философов. Но главное в цивилизаторской миссии Симеона заключалось в том, что он выдвинул задачу создания корпуса болгарской книжности, и эта а ...

История конфликта. Истоки этнополитического конфликта в Северной Ирландии
Специфика колонизации англичанами Ирландии была такова, что в южной части острова заселение не носило массового характера, в то время как северо-восток захлестнула мощная волна эмиграции. Ольстер становился центром развития капиталистических отношений, в то время как остальная Ирландия оставалась аграрной. Великобритания принимала все б ...

Либеральная теология
Богословское сочинение «Христианская вера» («Der Christliche Glaube», 1822) представляет переработку читанного им в берлинском университете курса теологии. Здесь в основе религиозности лежит чувство абсолютной зависимости. Это чувство и является стимулом богопознания. Богословские концепции и даже догматы не принадлежат к подлинной сущн ...