Реформа церкви и ликвидация патриашерства.
Страница 2

История » Петровские реформы и начало модернизации российского общества » Реформа церкви и ликвидация патриашерства.

Укрепление абсолютной монархии.

Реформы Петра I ознаменовали оформление абсолютной монархии в отличие от классической западной, не под влиянием генезиса капитализма, балансирования монарха между феодалами и третьим сословием, а на крепостническо-дворянской основе.

Петровское законодательство отличалось от предыдущего более высоким уровнем обобщения и более четкой схемой и последовательностью.

Публично-правовые принципы абсолютизма – это основные начала абсолютизма, основы государственного строя. Переход к абсолютизму, как уже отмечалось выше, означал, прежде всего, отмирание сословно-представительных органов. Земские соборы уходят в прошлое. В начале своей реформаторской деятельности Петр I окончательно упраздняет Боярскую Думу. Но переход к абсолютизму не сводился лишь к освобождению царя от каких-либо сдерживающих сил. Переход к абсолютизму, его расцвет означали перестройку государственного аппарата. В связи с этим необходимо рассмотреть правовое положение императора как главы государства.

Один из принципов абсолютизма – расширение полномочий императора. Императоры обладали более широкими полномочиями, чем цари периода сословно-представительной монархии. В законодательной области только императору принадлежало право издания законов. Он обладал высшей административной властью в стране и ему подчинялись все органы государственного управления. Император также был главой судебной власти. Все приговоры и решения судов выносились от его имени. Ему принадлежала высшая церковная власть, которую он осуществлял, через специально созданное учреждение – Синод. Должность главы русской православной церкви – патриарха была упразднена.

Петр I внес изменения в порядок наследования императорского престола. До него царский престол переходил от отца к сыну. В XVII в., если не было законного наследника, то царя мог избрать Земский собор. Однако Петр считал такой порядок не соответствующим идее неограниченной монархии и полагал, что если наследник не достоин престола, император может назначить своим преемником другое лицо по своему усмотрению. Петр воплотил эту идею в «Уставе о наследовании престола». Поводом к изданию Устава было сопротивление царевича Алексея реформаторской деятельности Петра.

Итак, абсолютизм базировался, во-первых, на неограниченной власти монарха, а, во-вторых, коренным преобразованием в абсолютистской традиции стал «Устав о наследовании престола».

Страницы: 1 2 

Н.Чемберлен – проводник британской политики умиротворения
Невилл Чемберлен (1869-1940), выходец из семьи известных английских предпринимателей и политических деятелей, добился высшего правительственного поста, имея за плечами солидный жизненный и политический опыт. Большинство историков подходят к трактовке его личности под впечатлением краха политики "умиротворения", идеологом и про ...

Лжедмитрий II
На импровизированном Земском соборе (из случайно находившихся в Москве людей) царем был избран ("выкликнут", как говорили презрительно тогда) князь Василий Иванович Шуйский. Трудно найти добрые слова для этого человека. Бесчестный интриган, всегда готовый солгать и даже подкрепить ложь клятвой на кресте, – таков был "лука ...

Общественный строй, хозяйство и религия восточных славян.
Основу экономической жизни восточных славян составляло земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.). Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых ку ...